Больше рецензий

Darguch

Эксперт

Начитанный дилетант...

2 октября 2020 г. 12:19

884

4 Двадцать тысяч лье под войной.

Читая военные приключения и политические детективы советской поры всегда примерно представляешь тональность этих произведений. Мы понимаем особенности речи главных героев, восторгаемся их героической мотивацией и моральными принципами. Авторы всесторонне погружают нас в политические перипетии того времени и проводят экскурс по альтернативным историческим событиям. Поэтому на первое место встают средства выразительности и стройность сюжета, а не фактическое содержание произведения. Кто-то ваяет бриллианты, как Юлиан Семенов, а кто-то пишет весьма неровные книги. К сожалению, Леонид Платов входит во вторую категорию.

Данный роман, фактически можно разделить на две неравные части: военно-мистическую и детективную. Мистика относит нас к легенде о «Летучем Голландце», корабле, который приносил неудачу и смерть для встретивших его моряков. Ну а что было самым смертельным и неотвратимым в 40-е? Образ «серых волков» Дёница, которые несли смерть из глубины, отлично ложился на старую легенду. Но и среди Лемпов и Принов есть то, что превосходит их в смертоносности. Зачем убивать, если нужный человек может перевернуть фронт в нужное время?

Хотя для меня этот образ сравни метафоре. Что происходит в первой части книги? Идет постоянное нагнетание ситуации. Охота за лодкой превращается в личную вендетту и смысл жизни. Лодка становится абсолютным злом, и её уничтожение сравни прекращению войны. Субмарина, как квинтэссенция травм войны, песнь о неисполненном долге и посттравматический синдром. Для себя можно найти массу объяснений и аллюзий. Но при этом, как же это надуманно выглядит! В первой части главный «грех» лодки, это участие в контрабанде никеля из воющей Англии. Не слишком ли мелко для ответного мессианства? В те годы с востока на запад шли эшелоны различных ресурсов, которые снабжали машину Рейха ничуть не хуже мелкого каботажника. Грязные сделки совершаются любыми правительствами. Но разделение мира на черное и белое, это дань тогдашним литературно-идеологическим нормам.

Детективная часть вышла спорной. Автор вываливает на нас посредством сомнительного финального твиста всю подноготную о лодке. Хотя по идее, мы все это должны были получить посредством развития сюжета. Капитан лодки в одно мгновение оказывается Ханной Райч, Гессом и Скорцени в одном лице. Под конец включается и урок политинформации, который ведает нам об угрозах со стороны Запада. Главный позитивный посыл данной части, что лодку и капитана следует найти. Такие специалисты должны быть под контролем или уничтожены. Возможно (ответа нет), игнорирование угрозы диверсантов и привело в реальной истории к гибели линкора «Новороссийск».

Стоп, мы забыли о военной составляющей, а ведь с ней все в порядке (если отбросить мистическую сторону вопроса). Я читал мемуары советских катерников, и положительно воспринимаю предложенное мне художественное отображение. Операции в шхерах, атаки на конвои и помощь десантам. Все это прекрасное напоминание о героях «москитного» флота, которые держали удар на всех плацдармах Великой Отечественной.

Подведем итог. Автору не удалось составить цельное военно-приключенческое произведение. Части не соотносятся по духу и темпу. Автор намеренно вводит финальные костыли, которые не оправдывают все предыдущие просчеты. Я бы советовал читать лишь ту часть, которая относится к Шубину. Именно там морская романтика дышит бризом со страниц. А образ капитана Цвишена из второй половины книги пусть останется незримой угрозой на горизонте.

Прочитано в рамках игры: Игра в классики. Тур № 15.