Больше рецензий

wonderlust

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 октября 2020 г. 16:40

784

4.5 «Есть огромный организм под названием Кино. В нём найдётся место для любых историй»

Автор, Александр Талал, ведущий сценарного факультета Московской школы кино, в данной книге ведёт речь о мифических и жизненных элементах, которые свойственны для кино.
Об их использовании, о балансе и необходимости. И повествование его живое и активное: всё дело в том, что автор приводит множество примеров и метких цитат, даёт отсылки, которые – при должных знаниях – воспринимаются на «ура».

Использовать миф в качестве основы – выигрышная стратегия создателя картины.

Написанное касается не только зарубежного кино, но и российского.
Неудивительно, ведь Александр Талал работал сценаристом («Дневной дозор», «Чёрная молния» и другие), оттого делится знаниями и даже малоизвестными деталями, явно разбираясь в предмете.

Он никак не мог понять, что это за файерболы такие? Как это – крутишь руками, и возникает – что? Какая такая «энергия», что за «огненные шары»? Где вы такое видели? Или: что это за энергетическая воронка над домом Светланы?..
Потому воронка состоит из ворон, предвестников беды, файерболы заменили на фонарики с особенными лампочками…

Посредством этой книги можно также явственно увидеть отличие полнометражного формата от сериального, поразмышлять об аморфности по форме драмы как жанра («бесформенная форма»), и о том, насколько юмор способен «заземлить мифическое». Всему этому, как и, например, модели сюжета, будут отведены целые главы.

К классическим фильмам сложно создавать сиквелы потому, что полнометражная картина, помимо фокуса на одном жизненном катаклизме, старается представить его как самый важный в жизни героя. Мифологизирует. После такого преодоления очень сложно поверить в потребность героя в каких-то новых изменениях.

Дав основной массив знаний, Александр Талал предлагает свой разбор известных произведений в конце в формате «миф» и «жизненное», посредством которых можно определить, насколько материал усвоен.

Что важно. Перечень затронутых в книге кинопроизведений насчитывает 7 листов, то есть в сумме – это 14 страниц отсылок. Причём каждое из них (расположенное по алфавиту) имеет указание, на каких страницах будет упоминание. Удобно.
И хотя количество просмотренных мной фильмов на текущий момент свыше 1100, а сериалов – свыше 230, нашлись в книжном списке и те, которые всё ещё находятся в списке «к просмотру» или вовсе пока неизвестны. Что, на мой взгляд, отлично: такой основательный подход и новые открытия не могут не радовать.

Примечательно то, что помимо многочисленных упоминаний фильмов, здесь есть отсылки и к книгам. Как основы теории драматургии автор приводит Историю на миллион долларов , Кино между раем и адом... . Упоминаются и Путешествие писателя , Спасите котика! и Анатомия истории . И это далеко не всё. Целая кладезь информации. А для тех, кто уже знаком – повторение материала.

Как следствие, «Миф и жизнь в кино» – книга интересная, щедро сдобренная цитатами и примерами.
Для полного погружения и понимания, а ещё и для того, чтобы не словить детали сюжета фильма, который хочется просмотреть, лучше всего к данному труду приступать, всё же ознакомиться со всеми фильмами из перечня. Как говаривал один персонаж в «Докторе Кто»: "spoilers, sweetie". Их тут можно поймать, причём существенные, касающиеся, например, конца произведения.
И если кому-то они не страшны и даже вызывают интерес, иные могут воспринять их не столь позитивно.
Я же наверняка со временем захочу перечитать или обратиться к одной из многочисленных закладок.
картинка wonderlust

Прочитано в рамках флэшмоба «Нон-фикшн», «Волшебной горы» группы «Белая сова», «Книжной полки» и турнира «Собери их всех!».