Больше рецензий

30 сентября 2020 г. 09:43

464

4 Под сенью девушек в цвету...

Я давно люблю творчество Андре Моруа, особенно его новеллы. Так получилось, что роман "Сентябрьские розы" мне попал в руки только сейчас. Зато я прочитала его вовремя, как раз в свою "осень". Мы с главным героем ровесники, поэтому многие возрастные проблемы мне именно сейчас хорошо понятны. Да, жаль ставить на себе крест, когда еще многое можешь, уже столько всего умеешь, кажется, что понимаешь какие-то глубины взаимоотношений интеллектуальных людей... А потом замечаешь, что у самых умных, проницательных и проч и проч. людей именно "осенью" наступает какое-то локальное затмение мозга. И женщины, и особенно мужчины не только ищут себе приключение на пятую точку, но и какое-то время искренне уверены, что их можно полюбить за интеллект и нравственные качества. За это нас могут уважать, но любить... нет. Хорошо, если наша вторая половинка за многие годы совместной жизни так привыкла к нам, что эту привычку принимает за любовь. Но о страсти после 60 лет... мне кажется, говорить и думать смешно.
Да, герой Моруа верит в "последнюю любовь", которая "и блаженство, и безнадежность". Моруа не случайно заставляет его за короткий период даже не единожды наступать на одни и те же грабли. Писатель думает, что его возлюбленная - "сама Поэзия", и их отношения так возвышенны, а все вокруг решают один вопрос: что именно этой молодушке нужно от преуспевающего пожилого человека. Вроде бы не деньги... Но есть варианты похитрее...
Жена главного героя выглядит здесь не слишком обаятельной, как любая немолодая жена, которая привыкла быть сдержанной в отношениях с мужем, ( да ведь нельзя раскрывать душу мужчине, который в эту душу многократно плевал). Но я хочу присоединиться к ней в одном ценном высказывании. Полина понимает, что у мужчины "осенью" могут быть какие-то симпатии по отношению к
"девушкам в цвету", но... "почему же ваши возвышенные мечты такие плотские" ( говорит жена и подруга Писателя). И почему же в это время "последних страстей" умный человек становится таким дураком?

Комментарии


А это прелестно, вот так читать книги по времени года...
Как там у Китса? 4 времени в году, 4 их и у тебя, душа..

Страсть после 60 очень даже может быть, но тихая, бережная.
Но если бури среют в сердце, значит душа - жива.
Об этом и роман Мопассана - Сильна как смерть.
Знаете... тут наверно жажда самой жизни зацепиться за жизнь и юность внешнюю.
Какой то трагический изгиб и изнанка тавтологии души, вечно юной.
И лишь позже... она понимает...
Помните стих - цветы запоздалые?


Добрый день, мой Собеседник! "...тут наверно жажда самой жизни зацепиться за жизнь и юность внешнюю." То есть общение с молодостью как один из способов омоложения тела и души? Наверное. Даже моя работа в школе, дружба со школьниками, помогала мне долгие годы оставаться наивной и доверчивой, глядеть на мир глазами ребенка... За это я любила свой учительский труд. В названном Вами романе Мопассана герой, насколько я помню, хочет с дочерью перечувствовать то же, что пережил с матерью, которую любил многие годы и которая была его ровесницей... Только вот все эти бури действительно "среют" в сердца тех, кто нам верны. А что такое тавтология души я не понимаю, поясните, если сами понимаете, а не оговорились. Но я удивляюсь, что свою запоздалую любовь герои французских авторов не могут направить исключительно в духовное русло, ведь только поэзией и могут пересечься представители разных поколений. Нет, блин, обязательно им нужен секс с девицей, которая их вдвое моложе... У Моруа Долорес хотя бы хочет сыграть роль, но уж очень банальную. " Я хочу от Вас ребенка!" Да после этих слов сразу можно было плюнуть и растереть. Но нет же. "Она колдунья, чаровница, актриса..." А иногда и молоденькая горничная сойдет...