Больше рецензий

29 сентября 2020 г. 13:31

2K

4.5 Спойлер

Дойдя до Беязида, они уселись за столик в одной из кофеен у мечети. Здесь тоже было пусто. В дальнем углу два злосчастных студента технического факультета монотонно зубрили лекции. У входа сидел бородатый софта (Софта - ученик мусульманского духовного училища) и, посматривая вокруг хитрыми глазками, курил кальян.

Ну что, пора возвращаться к родным пенатам. Я давно не писала рецензий к турецким романам, и для нового начала выбрала вполне достойную книгу.

"Дьявол внутри нас" - второй роман Сабахаттина Али, который мне довелось читать. "Мадонна в меховом манто" мне не понравился, но второй подход к автору оказался удачным.

Роман рассказывает историю Омера и Маджиде, которая происходит на фоне стамбульских декораций начала ХХ века. Омер, пожалуй, один из самых дебильных персонажей, которых я встречала на страницах книг. Ему 26 лет, он мыслеблуд (сначала написала мыслитель, но это определение для него слишком фундаментальное) и вялый бунтарь. Никчемый, бестолковый, с такими же придурочными друзьями с сомнительными человеческими качествами, но мнящими себя мыслящей интеллигенцией. А Мадижде - девушка из Анатолии (провинция), которая переезжает в Стамбул к тетке, чтобы учиться в консерватории. Ей 18 лет. И Маджиде на удивление адекватный персонаж. Несмотря на восточный менталитет и эпоху, она действует как-то четко, не оглядываясь назад. Без истерик, болтовни и нытья.

Где еще можно столь успешно внушить себе и другим, будто ты великий мыслитель, не шевеля даже мозгами? Только этим и привлекателен Стамбул.

Об Омере можно сказать только то, что он на словах Лев Толстой, а на деле....У него вечный словесный и мысленный понос, какие-то идиотские шизофреничные подозрения и додумки. Я даже нормальных слов не подберу. И в этом бутерброде из безвыходного положения и спутника-придурка оказалась бедная Маджиде. В доме тетки ей прозрачно дали понять, что после смерти отца Маджиде ей больше не рады, так как родители перестали высылать на нее деньги. Это сейчас жить у дяди с тетей кажется странным, но в Турции начала ХХ века были другие устои, и выгнать племянницу в такой ситуации было очень низко. Да и сейчас не особо благородно. После этих слов Маджиде не стала ждать утра, а собрала свои пожитки и вышла в ночь - не высказывая своих обид и не предъявляя претензий. Дома в родном Балыкесыре она никому не была нужна, поэтому перед дней был только огромный ночной Стамбул, вдвойне опасный для молодой девушки.

Маджиде вошла в комнату и вернулась с сумочкой.
- Сколько стоит лампочка?
- У меня есть деньги, - сказал Омер. «Что это значит? - подумал он, - почему она спросила, сколько стоит лампочка? Неужели боится дать больше, чем стоит лампочка? Странно». Однако тут же устыдился своих мыслей: «Нехорошо… Стыдно так думать!

Раз уж мне не удалось в этот раз избежать пересказа, перейду к части взаимоотношений Маджиде и Омера. Идти девушке было некуда, поэтому тут же ее подхватывает влюбленный Омер, рассыпаясь в пылких речах. Маджиде идет с ним. В то время не в законном браке женщине жить было непросто - репутация многого стоила. Но Маджиде ни на кого не оглядываясь доверилась Омеру и пришла к нему в дом. Ну и на этом все хорошее для нее закончилось. Омер, стоило ему встретить какого-нибудь вшивого приятеля, тут же о ней забывал. Расставаясь с приятелем, тут же забывал об этом приятеле. И так далее до бесконечности. Потом снова начинался неадекватный поток извинений перед Маджиде. Но как только он выходил за забор, все начиналось снова. И так было бы до бесконечности, пока терпеливая и неистеричная Маджиде в конец не разочаровалась в своем избраннике. И длилось это не годы, как нередко принято у женщин, когда убогость возлюбленного сияет как бриллиант в свете солнца, а надежда в ней все тлеет. Нет, Маджиде приняла решение бросить Омера через три месяца, при том, что идти ей было по-прежнему некуда.

Омер отвечал: «Товарищи пригласили, и я не устоял», или: «Захотелось, вот и пошел». Вся программа действий Омера укладывалась в два слова: «захотелось» и «не устоял». Маджиде была убеждена, что, спроси ее мужа, почему он женился на ней, и на этот вопрос он ответит все теми же словами: захотелось, вот и не устоял.

Он мог обнимать при ней другую женщину и в то же время стыдиться грошового долга. Мог забыть свою жену на улице и в то же время любить ее больше жизни… Сегодня он мог ненавидеть и презирать кого-нибудь, а завтра, глядишь, идет с ним в обнимку только потому, что не решается сказать правду в лицо. Вся его сущность была перед ней как на ладони: прикрытые иронией подлинные чувства и пустота, прячущаяся за шуткой.

Ей хотелось, чтобы ее избранник заслуживал не только любовь, но и уважение.

Радостно от того, что Сабахаттин Али не оставил Маджиде в безвыходном положении. Ее спасением была не только она сама, но и ее школьный учитель из родного Балыкесыра. В новую жизнь она ушла с ним - с надежным, спокойным Бедри, который поддерживал ее даже тогда, когда она была в отношениях с Омером - и финансово, хоть и сам находился в затруднительном денежном положении, и личным участием. Что еще мне понравилось в Маджиде - она не стала переводить свою жизнь на страдание, хотя и не отрицала, что ей понадобится время, чтобы снова научиться жить. Маджиде сразу согласилась остаться с Бедри - без ерзания и напускной недоступности . В других сюжетах,персонаж, который сначала любит до гроба, а потом переворачивается на другой бок и тут же все забывает, выглядит душевно убогим, но не Маджиде. Напротив, понимаешь, что она все сделала верно. Вообще, Маджиде лишена многих клише, свойственных женским персонажам - жеманства, театральщины и красоты, от которых у всех подкашиваются ноги.
Для справедливости скажу, что Омер-таки осознал всю убогость своей натуры и сам оставил Маджиде в покое.
Что до остальных персонажей, которые в основном представлены корешами Омера, так они все как на подбор гадкие, крайне отталкивающие типЫ. Пустозвоны и подлецы. При этом вполне реалистичные.

Несомненно, его друзья начинали беседу с добрыми намерениями, но неумение и нежелание думать, духовное убожество опошляли любую тему, любой разговор.

Что можно ждать от этих типов, которые лишены обычных человеческих достоинств.

"Дьявол внутри нас" - роман о человеке, его низменности, трусости и малодушии, прикрытом революционными идеями и притворной интеллигентностью. Книга очень легко читается, затягивает в сюжет. В ней как будто нет ничего лишнего и при этом она не куцая. Ее стоит почитать, чтобы найти в себе элементы характера Омера и понять, как это мерзко выглядит со стороны.

картинка Encinesnowy

SantelliBungeys Вика, погружаю тебя в атмосферу Стамбула начала прошлого столетия! Вон какой папирус получился)

Комментарии


Отличный папирус))
А самое главное, действительно погрузил и в атмосферу Стамбула, цитаты искусно подобраны, и характеры героев понятны, основные поступки и наличие внутреннего стержня, и лёгкость в рассказе такая приятная.
Повеселила ты меня определением - мыслеблуд))) встречали мы таких, что скрывать.
А ещё родная обложка какая милая, но без приторности.


Спасибо, я старалась)) особенно в контексте возложенной на меня миссии))
Кстати, о цитатах)) тогда забыла ее в рецензию вставить, там вот такой вот герой дурачок:

Маджиде вошла в комнату и вернулась с сумочкой.
- Сколько стоит лампочка?
- У меня есть деньги, - сказал Омер. «Что это значит? - подумал он, - почему она спросила, сколько стоит лампочка? Неужели боится дать больше, чем стоит лампочка? Странно». Однако тут же устыдился своих мыслей: «Нехорошо… Стыдно так думать!

Мне действительно хотелось подкреплять каждую мысль цитатами, чтобы не быть голословной)
Ох да...да и с самими тоже случается - когда больше думаешь, чем делаешь))
Мне тоже понравилась) вообще турецкие книжки очень красивые) всегда засматриваюсь на них и на закладки)


Просветительская миссия выполнена) в чем и не сомневалась.
Так и скачут у него в голове, как зайцы. То ли есть подтекст у вопроса, то ли пустяки.
Ну мы то исходя из пословицы - семь раз отмерь) оцениваем, но действие все равно уже в развитии.
Меня наши издания некоторые вводят в смущение. Не знаю и что думать...


697dd3fc3b9b62016cacbfb86f300330.gif

Повезло ей с женихом, однако))

Он, может, себе это тоже так объяснял х))

Не говори) часто попадаются и не в тему, и не красивые какие-то...хоть и жаль обижать книжки


Я ещё нашла между нами отличия)) у нас нет корешей))
Мой "изысканный" вкус воспитан в 90-е. Представляешь этот ужас? Когда обнаженная натура и режущие/колющие предметы. А ещё Вальехо.


Особенно таких, как у него в книге не надо))

Так и мой х)) Я помню ужасные обложки с претензией на драму, которые, чтобы читать в метро, надо заворачивать в газетку)) типа роза, пистолет и туфель на каблуке)) а вот эти обложки подростковых ужастиков Р.Л. Стайн...


с претензией на драму...
У меня то с претензией на порно;)))


Ну я просто пыталась выразиться не так прямолинейно)))


Деликатничаешь))
Камасутра блекла в своей прикладной физиологии перед этими обложками.


У меня и в рецензии очень "деликатно" подобраны эпитеты))) а фразу про Льва Толстого вообще лучше не продолжать))

Она их идейный вдохновитель))


В эпоху обострённое "толерантности" такой подход оправдан)
Идейку они извратили конечно.
мой личные т- редактор переиначил "идейку" в "индейку"))


ну и негоже как-то на литературной страничке браниться))

Ох, как у меня переиначивал Т9..вот уж точно нетолерантно писать здесь даже)) как-то давным-давно писала подруге работает ли она завтра, а отправилось комарики трубящей о_о


Если только изящно упаковать)
То-то она в недоумении, наверное, пребывала;) Затейники они и безобразники с нашего молчаливого попустительства)


Ну вот я иногда стремлюсь к этой изящной словесности)
Причем обе :)
Спонсоры неловкостей в корреспонденции))


тот случай, когда второй шанс не зря ))


Писатель одумался..)) Хотя несправедливо так говорить о "Мадонне в меховом манто". Там достаточно серьезные темы затронуты. Просто меня книга не слишком заинтересовала


похоже на то))
а почему ?


=)

Да как тебе сказать...Она скучная и серая. При этом опять же читалась легко. Али не из тех, кто пишет огромные затянутые книги, хоть и классик. Но у него всегда акцент на какой-то безысходности


Порой о безысходности бывает интересно. Но видимо, это не тот случай.


Так и есть, что интересно. В этом романе как раз интересно, но в Мадонне все иначе. А вообще мне сложно говорить, все дело вкуса) мне не особо интересна еврейская тема в немецких декорациях в смеси с Турцией начала прошлого века, возможно, поэтому)


мне не особо интересна еврейская тема в немецких декорациях в смеси с Турцией начала прошлого века,

а мне, наверное, наоборот) вот что значит дело вкуса и фломастеры)


Конечно) если ты когда-нибудь доберешься до книги, то мне будет интересно узнать, что ты о ней думаешь) мои впечатления вышли где-то на 3.5 - нейтрально) жалко, я рецензию на нее не писала. Теперь и впечатления не вспомнить c7a1d4c2374098d41e1cc41fbd600fa7.gif вот тут только что-то чиркнула...


С интересом прочитала твою статью))


Рада, что моя статья все еще может быть интересной)) они подвергаются такой жесткой редакции, что от автора там рожки да ножки) на ЛЛ все куда живее


вот и пиши тут чаще)))


мыслеблуд (сначала написала мыслитель, но это определение для него слишком фундаментальное)

Знаешь, ты наверняка умеешь сбить спесь.))

Только вот название романа...
Я могу лишь судить по твоему описанию. Для меня "дьявол" это что-то жуткое, смертельное... такая крайность, которая уходит в сознательное насилие.
Сначала хотел закинуть в список, но гг. какой-то, обычный что ли, пустомеля по всей видимости.


Знаешь, ты наверняка умеешь сбить спесь.))

Если кто-то перестает видеть границы, то возможно..)

Для меня "дьявол" это что-то жуткое, смертельное... такая крайность

Ну, во-первых, у персонажей поступки далеко не всегда такие уж безобидные, а, во-вторых, дьявол в мелочах. В этом и смысл, что этот черт внутри постоянно подначивает, толкает на что-то неблаговидное. Противостоять очевидному пороку проще - его сложно потерять из виду, а вот так незаметно, шаг за шагом подталкивать к пропасти как раз гораздо больше в стиле дьявола. И все друзья ГГ как мелкие бесы

обычный что ли, пустомеля по всей видимости.

Не могу сказать, что ГГ обычный. Он как-будто с биполярным расстройством, в нем что-то клиническое есть.

спойлер
Он же сам в итоге оставил Маджиде, потому что понимал, что он должен исчезнуть, попытаться начать заново, чтобы окончательно не разрушить и свою жизнь, и ее.
свернуть

P.S. Я тут подумала не так давно, что, пожалуй, только тебе могу посоветовать роман Ахмед Хамди Танпынар - Покой . И не потому, что уверена, что он тебе понравится, скорее всего в целом нет, как и мне. Но уровень восприятия подобных текстов у тебя, на мой взгляд, позволяет читать такую книгу


Противостоять очевидному пороку проще - его сложно потерять из виду, а вот так незаметно, шаг за шагом подталкивать к пропасти как раз гораздо больше в стиле дьявола.

Мы говорим сейчас о вариантах "соблазнения". По мне так (на правах предположения) пути дьявола неисповедимы.
Дьявол в мелочах, согласен. Но он же дьявол, а значит, умеет играть в покер.)
Мне тут Тереза Ракен вспомнилась...

Я тут подумала не так давно, что, пожалуй, только тебе могу посоветовать роман

Благодарю.)
Обязуюсь попробовать.


Но он же дьявол, а значит, умеет играть в покер.)

Я почти уверена, что мы и представить не можем, какие методы есть в арсенале дьявола) в этом и весь смысл))
А для меня дьявол - это, пожалуй, "Фауст"..)

Обязуюсь попробовать.

Обязываться как раз не надо) если тебя найдет настроение для такой книжки, то отлично) нет - тоже не беда)


А для меня дьявол - это, пожалуй, "Фауст"..)

В этом году хотел его перечитать, кстати.

если тебя найдет настроение для такой книжки, то отлично) нет - тоже не беда)

У тебя не бывает такого?
К примеру.
Открываешь одну книгу - не идёт. Потом вторую - не идёт.
Так раза пять - семь.
Бац.
Нашёл.)


Бывает, конечно) Бывает, что и в процессе теряю связь с атмосферой, сюжетом. Приходится откладывать, пока связь не восстановится)


Я в такие моменты особо понимаю удобство ЭК.)


Согласна)