Больше рецензий

28 сентября 2020 г. 21:25

657

4.5 Ретеллинги, которые я хочу видеть вместо оригиналов ଘ(੭ˊ ᵕˋ ˋ )੭* ੈ✩‧₊˚

Я уже довольно давно прочитала книгу и мне тяжело сформулировать свои мысли. Это действительно сборник сказок, которые мы хорошо знаем, например, Золушка, Белоснежка и многие другие. Кстати, неожиданной для меня стала сказка про Златовласку(?) и трех медведей. Да, мы знакомы с персонажами этих сказок, но авторки берут и переворачивают привычную картину, делая что - то новое и крутое.
Изначально я думала, что сборник будет абсолютно феминисткой направленности, но при этом я забыла, что интерсек занимается гигантским перечнем проблем, так что здесь и вопросы гендера, расизма, личного пространства и множество других тем.
Классические сказки, к которым мы привыкли, содержат в себе столько токсичного дерьма с плохими установками, что становится тошно, когда начинаешь серьезно задумываться над этим. В предисловии авторки говорят о том, что женщины в сказках делились на принцесс и злых ведьм. Все. У них не было альтернативы. Самое “чудесное”, что роль принцессы не спасала от насилия. Сборник Лоры Лэйн и Эллен Хоун та чудесная вещь, которая ломает привычные формулы и показывает девочкам, что они не обязаны: любить и жить с чудовищем, ненавидеть или любить свою мачеху, сбривать волосы, работать на низкооплачиваемой работе, терпеть насилие по отношению к себе и другие не менее важные вещи.
Одной из моих любимых историй стала сказка про Мулан. Она была великой генералессой, отлично выполняла свою работу и ее полк был один из лучших, но неожиданно Мулан узнала, что другие генералы - мужчины получают на порядок больше. Когда Мулан приходит к своему начальник и предъявляет обоснованные требования, то получает отмазки в духе “Ну, у тебя есть муж, чтобы тебя обеспечивать, а мужчинам нужнее”. Героиня отказывается терпеть этот произвол и добивается равной оплаты труда и это восхитительно.
По поводу гендера здесь есть совершенно очаровательный момент, когда Злая королева, несмотря на свою роль и характер, называет Белоснежку they/они, т.к.последняя попросила об этом.
История про Рапунцель тоже порадовала меня. Я сидела и радовалась тому, как преобразован образ ее матушки. Здесь она не злая ведьма, а женщина, воспитавшая Рапс. Мне нравится позиция Рапунцель по поводу своего тела и уверенности в нем. Круто, что сказка затрагивает проблему социальной приемлемости волос только на голове женщины и нигде более.
Моя самая любимая сказка - это сказка про принцессу Аврору. Тема ее истории - это необходимость согласия при любых действиях, начиная от рукопожатия и заканчивая сексом. Когда Аврора спит, принц целует ее и тут же подвергается осуждению со стороны местного уборщика, который пытается вдолбить принцу концепцию и объяснить, что девушка не может ему отказать, находясь во сне, но это не означает, что она согласна.
Это абсолютно очевидно, но приходится объяснять с помощью сказок...
(ノ_<。)
Стоит сказать, что не совсем понятно в какую эпоху происходят сказки, потому что вы можете сидеть и читать про Золушку, и думать что все будет как обычно, как резко появляется вопрос оплаты труда и стеклянного потолка. Понятно, что так и должно быть, чтобы обыграть сказку, но все равно неожиданно.
Единственная претензия - это перевод. В некоторых местах он казался грубым и неуместным. Надеюсь, что в оригинале не так.
Я читала пару отзывов на книгу и люди в них не понимают на какую аудиторию ориентирована она. Не могу не согласиться с ними, т.к. совсем маленьким детям будет сложно понять все, о чем здесь говорится. Думаю, идеальный вариант - это совместное чтение ребенка и взрослого человека, который бы разъяснил понятия используемые в феминизме, рассказал бы про гендер, бодипозитив и другие прекрасные вещи.
Сборник получился прекрасным, на мой взгляд. С одной стороны, он подойдет взрослым людям, чтобы посмеяться и порадоваться над изменением формул сказок. А с другой, детям, чтобы в их головах формировалось правильное(на мой взгляд) отношение к себе, близким и другим людям.
Спасибо авторкам за проделанную работу.