Больше рецензий

bookfriendlyc

Эксперт

Спасибо вам за прочтение!

27 сентября 2020 г. 15:29

2K

4 Помочь человеку стать свободным

Имея за плечами соответствующее образование и 15-летнюю практику психологического консультирования, я, наконец, решил почитать классику. Сразу скажу - опыт получился крайне интересным. Послевкусием прилетело ощущение, что я подвел некую черту. Но черту чего? На этот вопрос попробую ответить очерком.

Ролло Мэй - автор и психолог
картинка PavelMasychev
Когда читаешь Мэя, нужно держать в голове его отношению к миру и к человеку. Мэй - экзистенциальный психолог, гуманист. Значит, его позиция должна исходить из ценностей: уникальности человека, поиска смысла, трансцендеции. Всё это в книге имеется.

Второй момент, который нужно учитывать - его университеты. В умозаключениях Мэя чувствуется, с одной стороны, влияние школы психоанализа - О. Ранка, А. Адлера, и через него - З. Фрейда, а с другой - философии экзистенциализма и через нее - классической русской литературы (Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Горький). Все это выливается в отношении к человеку как неповторимому, наполненному божественной красотой субъекту, представляющему ценность сам по себе. Его развитие, самоосознание и саморефлексия , раскрытие его потенциала и красоты является добродетелью; превращение человека в пустую телесную оболочку ("фасад" по К. Роджерсу) - наибольшее зло. На личность накладывает отпечаток общество, в котором конструктивным способом взаимодействия выступает кооперация и взаимопомощь. Исходя их этого понимания, рождается практика психологического консультирования, представленная в книге.

Место книги в психологической литературе
Давно целился на эту книгу. По большому счету, "Искусство психологического консультирования" - чуть ли не единственный классический труд на эту тему, если не брать огромное количество разномастных учебников. В книжных магазинах можно найти огромное количество книг по психотерапии - от трудов Фрейда до справочников Малкиной-Пых. Но классические труды по консультированию можно пересчитать на пальцах одной руки. Этот факт делает книгу уникальной, и, как следствие, формирует высокие ожидания от неё. С такими ожиданиями я подошел к чтению книги, и они сыграли злую шутку - в книге оказались существенные минусы, которые, возведенные в степень высоких ожиданий, отняли у книги две звезды из десяти.

Мне не понравился стиль. То ли Мэй пишет из ряда вон скомкано, то ли перевод некачественный. Ответ на этот вопрос я рассчитываю найти по прочтении других произведений автора, которые однозначно попадают в ридлист. В любом случае, сейчас я пишу о конкретном издании - и в нем есть проблема сумбурного стиля.
Ощущение, что текст просто накидан в потоке мыслей автора и оставлен как есть. То есть перед нашими глазами самый первый черновик. Из-за этого структура книги кажется неустойчивой, а по прочтении в голове остается только общее впечатление.

Содержание книги
картинка PavelMasychev
Книга состоит из трех разделов, касающихся общего взгляда на природу психики, тактики самого консультирования и некоторых философских аспектов психологической практики.

Взгляд на личность и на решение психологических проблем выстроен на основе интеграции большинства концепций того времени. Приятно, что Мэй не отторгает ничего как нерабочее, а берет для практики только то, что действительно полезно. Получается такой общий плавильный котел, в котором мирно сосуществуют Зигмунд Фрейд , Альфред Адлер , Отто Ранк , Уильям Джеймс , Абрахам Маслоу , Виктор Франкл , Эрих Фромм и другие. Противоречия снимаются ради благой цели - помощи человеку в обретении целостности его личности. Такая позиция близка лично мне - в процессе консультирования в тот или иной момент наступает этап, когда из различных техник и практик выплавляется свой собственный профессиональный стиль. Он эклектичен: я, например, - немного роджерианец, немного - сценарный аналитик, немного - психоаналитик, немного - когнитивист. Все зависит от самого запроса, клиента и этапа, на котором находится решение его проблемы.

Вторая часть прикладная и посвящена она этапам консультирования, даются совсем азы. Использование эмпатии, влияния, диагностика, наблюдение за невербаликой, анализ комплексов, исповедь, интерпретация, поиск решений - всё это здесь изложено максимально кратко и ёмко. Мэй не разбирает какие-то уникальные случаи, не заостряет внимание на особенностях конкретных техник. Скорее, он просто рассказывает, как происходит процесс и почему он так происходит.

Третья часть касается морали, нравственности и этики. На мой взгляд, это самая ценная часть книги. Здесь раскрываются особенности работы экзистенциального психолога с человеком на принципах уважения его личности. Появляются требования к консультанту. Верность выводов Ролло Мэя я нахожу в примерах из своего опыта консультирования.

Парадигма свободы
Отдельно решил сказать несколько слов о свободе. По Мэю свобода - это условие существования человека как личности. Без свободы человека нет Человека. Но свобода не тождественна отсутствию ограничивающих пут. Скорее - это качество личности, помогающее существовать без ограничений и деструктивных воздействий страхов, комплексов, родительских предписаний. Свобода - это осмысление собственной личности, изучение аспектов ее бытия. Это способность жит в гармонии и согласии с тем, что невозможно контролировать. Свобода - это манифест утверждения собственной личности над всем остальным. Это высоко поднятое горящее сердце, освещающее все закоулки собственной психики.
Бакунинский принцип "Быть свободным и освобождать других" реализован в консультативной парадигме Ролло Мэя:

Цель консультанта — помочь человеку стать свободным ... освободить их [людей], чтобы они могли развиваться согласно своей уникальности и независимости, реализуя не использованные прежде возможности своей личности.

Трансцендентность
Ролло Мэй дает ясно понять - консультирование тем эффективнее, чем более "экзистенциален" консультант. Он должен обрести смысл своего существования, и прежде всего - духовный. Это то, что В. Франкл называл самотрансценденцией. Иными словами, смысл существования человека должен быть шире личных амбиций и желаний.
Без этого невозможно неэгоистичное желание помогать людям, кооперация с ними. Качественная эмпатия, в свою очередь, также определяется духовным совершенствованием психолога. Профессионал всегда исходит из норм той или иной морали, которая может быть конструктивной или не быть таковой. Отрицание морали - иллюзия. В этом случае все равно, так или иначе, делается выбор в пользу системы ценностей, отвергающей мораль, но ничего не предлагающей взамен. Ввиду этого психолог, который исповедует ту или иную религию, веру в Бога и божественное, имеет ряд преимуществ.

Ответ на вопрос
Теперь же я готов ответить на вопрос, заданный себе в начале этого текста. Что это за черта, которую я ментально прочертил в своем сознании по прочтении книги? Мэй стал для меня чем-то вроде резюмирования: "Итак, мы поговорили про то, как проводится консультирование на всех этапах. Мы обсудили отношение к личности. Мы затронули ряд этических аспектов и обсудили профессионализм консультанта. Мы пришли к таким-то выводам". Я оглядываюсь назад на свой опыт и понимаю, что смотрю на процесс консультирования ровно так же. Что моя психологическая практика - тому подтверждение. Я пришел своей собственной дорогой ровно к тому же, о чем говорил Мэй. В авторе я нашел поддержку: когда нас двое - уверенность в своем профессионализме растет.

Отдельно хочется вернуться к аспекту свободы. Накопленный мной опыт консультирования совсем недавно вылился в вывод, описанный Мэем в 1939 году. Что ж, я на верном пути.

Комментарии


Отличная рецензия