Больше рецензий

27 сентября 2020 г. 13:05

167

4 мистика, логика и какая-то неизбывная грусть

С интересом прочитал сборник рассказов: Эдгар Аллан По, «ЗОЛОТОЙ ЖУК» (Эксмо. Издательская группа).
Вот так читаешь тексты, которым скоро двести лет, и понимаешь, насколько другой была литература, как из этих рассказов родились жанры мистического романа и детектива. Сам По был фигурой занимательной. Его дед был ирландцем, переселился в США, поддерживал революцию и был участником Гражданской войны, родители были актёрами, мать рано умерла и По воспитала приёмная семья из Ричмонда — одна из самых состоятельных и уважаемых. Не закончив университет, пошёл в военные. Вообще отличался изменчивостью настроения, восприимчивостью, консервативными взглядами на общество, не принимал "новой буржуазии", схоронил жену (они поженились, когда По было 26, а Вирджинии — 13) и к концу жизни много выпивал.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

По писал стихи, рассказы и повести. Благодаря публикациям в журналах обрёл популярность. В России впервые были опубликованы три его рассказа с критической статьёй Ф. М. Достоевского (в 1861 г.), который положительно оценил творчество американского писателя. Артур Конан Дойл считал Эдгара По отцом детективного рассказа, а Набоков между 10 и 15 годами увлечённо читал рассказы По на английском и позже в 1966 году, отвечая Альфреду Аппелю на вопрос «Кого из великих американских писателей вы цените больше всего?», сказал: «В молодости мне нравился По».

В сборник входит 13 рассказов:
• Свидание
• Береника
• Морелла
• Лигейя
• Чёрт на колокольне
• Почему французик носит руку на перевязи
• Убийство на улице Морг
• Не закладывай чёрту своей головы
• Элеонора
• Тайна Мари Роже
• Колодец и памятник
• Золотой жук
• Чёрный кот
• Сфинкс

Первые рассказы очень похожи своей мрачной мистичностью и романтичностью, в них мужчина и женщина, любовь и смерть, тайна и неизменно неожиданная развязка. Выглядит чуть наивно и претенциозно, тексты изобилуют красивыми оборотами речи. Кстати, смерть прекрасной женщины Эдгар По считал «наиболее поэтическим предметом на свете». И меня чуть удивляло, что женщины у По неизменно умирают, иногда перевоплощаясь в нечто демоническое.

«В моей душе всë время — полночь, час угрюмый»


Одна из главных черт новеллистики Эдгара По — исследование человеческого сознания в момент наивысшего напряжения, поэтому герои зачастую оказываются в критическом положении, например в рассказе «Колодец и маятник» герой помещён в темницу и пытается выжить. В таких рассказах, как «Береника», «Лигейя», «Морелла», «Колодец и маятник», пространство замкнуто и ограничено, человек в нём отрезан от мира, и как следствие он сам и его сознание становятся объектом и субъектом пристального анализа. В рассказе «Чёрный кот» герой маниакально ощущает преследование со стороны кота, которому он вначале выбил глаз, а потом повесил, таким образом, здесь физическая замкнутость сменяется психологической.

Детективные рассказы сам По определял как "логические", это позже «Убийство на улице Морг» и его формальное продолжение «Тайна Мари Роже» посчитают родоночальниками детективного жанра. Признаюсь, читать несколько нудно из-за обилия описаний и логических допущений, но в герое, в аристократе Дюпене и его методах расследования быстро угадывается будущий Шерлок Холмс. Логика у По опирается на фантазию, а главенствующая роль отнада интуиции — особому свойству мышления, которое дополняет индукцию и дедукцию.

Было интересно побродить вместе с автором по его миру фантазий, умозаключений, мрачным пессимистичным закоулкам, приходя к неожиданным финалам.

«Сложность (как это нередко бывает) ошибочно принимается за глубину»


«Я душевнобольной, но с тяжелыми приступами душевного здоровья»


«Истина не всегда обитает на дне колодца. В насущных вопросах она, по-моему, скорее лежит на поверхности. Мы ищем ее на дне ущелий, а она поджидает нас на горных вершинах»