Больше рецензий

26 сентября 2020 г. 15:33

160

3 Несколько размышлений о жанре

Или Дилетантские мысли человека, с жанром детектива практически не знакомого

История детективного жанра сама по себе может для кого-то быть увлекательнее самых ярких образчиков литературы о разнообразных расследованиях. Еще на первом курсе любого филфака люди с неизменной радостью узнавания во время изучения античной литературы не без основания приписывают "Царю Эдипу" черты протодетектива. Даже беглое ознакомление со статьей на Википедии, посвященной жанру, открывает для пытливого книголюба-исследователя все новые и новые улики: китайская судебная проза, отрывки бесконечных ночей Шахерезады, даже библейская история пророка Даниила, ect, ect. И в истории любого жанра интересны те путевые камни, от которых берут свое начало развивающиеся в дальнейшем мотивы и сюжетные ходы.

С какой-то (т.е. с моей, т.е. с максимально неискушенной) точки зрения, рассказ Коллинза является прародителем многочисленных детективов, в которых расследованием начинает заниматься "случайный" человек, оказавшийся не в том месте и не в тех обстоятельствах: "ироничное" бульварное чтиво, в Италии, например, переродившееся в целый поджанр фильмов ужасов - джалло, в центре которых всегда расследование, причем занимается им человек случайный, часто женщина, часто сама оказывающаяся жертвой.

Расследователь-женщина в главной роли - на самом деле очень выигрышный ход: женский персонаж, помещенный в центр напряженного сюжета, изначально выигрывает за счет присваиваемой ему виктимности (хорошо это или плохо в рамках "новой этики" - вопрос второй). "Молчание ягнят" во многом выигрывает именно за счет образа Клариссы Старлинг. Даже относительно степенное и отрешенное повествование превращается в настоящий триллер, потому как в мировой культуре за образом женщины уже давно закреплена одна особенность (опять же, не важно, как к этому относиться) - за нее читатель/зритель/слушатель переживает сильнее, чем за него.

Этот эффект дополнительно усиливается Коллинзом за счет использования эпистолярной формы изложения: достаточно тривиальный прием действительно помогает глубже почувствовать глубину переживаний. В этом отношении, если сравнивать "Дневник..." с примерами вышеупомянутого жанра джалло (именно в его кинематографической ипостаси), то этот текст более гуманистический, что ли. Джалло - это преступление с точки зрения преступника (многочисленные кадры, снятые будто бы от первого лица, руки режиссера "в роли" рук убийцы). Убийство в искусстве - это аттракцион, именно поэтому большинству из нас (хотим мы того или нет) приятно иногда ощутить себя крадущимся в ночи злоумышленником. Рассказ Коллинза предлагает иную призму - возможность оказаться на одной стороне с потенциально виктимным свидетелем злодеяния.

Тексты, написанные на заре зарождения жанра, всегда оказываются одними из наиболее занимательных с точки зрения понимания механизмов развития литературы. В этом отношении "Дневник..." близок к "Золотому жуку" По: "Жук" считается чуть ли не первейшим примером детективного рассказа, "Дневник..." - примером "дебюта" мотивов, ставших впоследствии одними из наиболее часто используемых в рамках жанра, будь то книги или кино.

Комментарии


Спасибо за рецензию, за экскурс по древностям детектива!

Расследователь-женщина в главной роли

пусть и выигрышный ход, но сколько Коллинз за это огреб в свое время! Присылайте ваш e-mail в личку, думаю, вам будет интересна особенно глава о детективах у Коллинза.