Больше рецензий

25 сентября 2020 г. 18:54

399

4 Эпидемии в литературе

Антиутопии моделируют те события, которые происходят сейчас с нами... Мы можем сличить то, что написано в литературе, с тем, что происходит в жизни и сделать важный вывод, который общеизвестен, но каждый к нему приходит сам: ничто не бывает так хорошо и так плохо, как нам кажется.

Эпидемии — очень актуальная и популярная в последнее время тема, и в любом уважающем себя СМИ публикуются списки из 10-15 книг или фильмов о мировых эпидемиях, который каждый обязан прочитать/посмотреть.

Первое описание эпидемии, известное нам — это описание «фукидидовой чумы» в V веке до н.э. в книге Фукидид - История , а первое художественное её описание — в поэме Тит Лукреций - О природе вещей с очень подробным живописанием клинической картины заболевания ( вернее, двух заболеваний: корь и брюшной тиф ). Фукидид считает, что человечество пало жертвой гнева богов, а Тит Лукреций полагает, что это последствия Пелопоннесской войны, в результате которой валялось много неубранных мёртвых тел.

Главное ощущение, которое даёт читателю произведение Тита Лукреция — это ощущение тотального бессилия и беспомощности человека. Первой жертвой заболевания пал Перикл, но не в медицинском смысле — отец афинской демократии был обвинен в небрежении своими прямыми обязанностями по предотвращению распространения заболевания и свергнут неблагодарными афинянами. Дмитрий Быков приходит к выводу: тоталитарные системы менее уязвимы в период эпидемий.

Самые сильные сюжеты всегда самые страшные...

С точки зрения Лукреция, важна не причина эпидемии, а цель — напомнить человеку о его уязвимости, о важности дара милосердия и солидарности, которые очень легко забываются и очень легко утрачиваются. Это остается актуальным и сегодня.

Эпидемия чумы, описанная в одной из наиболее популярных книг европейской литературы Джованни Боккаччо - ДекамеронФлорентийская чума — страшна высокой контагиозностью и своей неэстетичностью. «Декамерон» — сочетание красоты и уродства. В основе Возрождения лежит острое чувство смерти.

Ренессанс — это праздник, оттепель, награда, возвращение к античной полноте, избавление от чувства греховности. А оказывается, в основе этого Ренессанса всегда лежит мысль о болезни и смерти, о том, как хрупко всё живое и о том, какой огонь постоянно под ним тлеет.

Что делать во время эпидемии? Руководство к действию из «Декамерона»: изоляция и интенсификация духовной жизни ( а что ещё делать в карантине? — сидеть на самоизоляции в замке и рассказывать истории. )

Лондонская чума 1665 года была порождена вопиющей антисанитарией — в огромном, грязном, нищем мегаполисе тесно соседствовало более 300 000 человек. Наиболее полное доступное нам сегодня произведение о Лондонской чуме — Даниель Дефо - Дневник Чумного Года , в котором автор утверждает, что в городе не было двух жизненно важных вещей — гигиены и информации.

Эпидемия прошла тремя волнами и унесла жизни около 97 000 человек. Это описано в поэме Джон Вильсон - Город Чумы . Это хорошее, но не очень популярное произведение послужило источником пушкинского Пир во время чумы .

Никакая чума, никакая стихия, никакое стихийное бедствие не может остановить человека, когда он обуреваем жаждой мести, жаждой самоутверждения, желанием настоять на своих правилах жизни. Он готов умереть. Но он готов умереть по-своему, на своих условиях! В этом и есть как раз абсурдное величие человечности

Роман Альбер Камю - Чума традиционно интерпретируется как книга о фашизме. Сам же автор настаивал, что в его романе-притче речь идёт не о фашизме. Фашизм - это одно из проявлений человеческой природы и мирового зла, которые периодически сотрясают историю. Но человек - это вовсе не средоточие гуманизма. В человеческой природе, проявляемой чумой, есть всё. Человек проверяется тем, способен ли он служить без надежды на результат. Быков утверждает, что настоящий подвиг только тот, который не приводит к победе.

Чума человека в том, что он смертен... и поэтому его существование так абсурдно, поэтому его надежды так бессмысленны, поэтому исполнять долг надо независимо от того, есть в этом смысл или нет.

Может быть, коронавирус — это напоминание нам не только об уязвимости человека, но и о его высокой способности жить вопреки всему, о том, что вопреки смерти и вопреки бессмысленности всех своих усилий — у всех жизнь заканчивается одинаково — человек способен и на культуру, и на творчество, и на подвиг, и на служение.

Из современной литературы Дмитрий Быков упоминает произведения Людмила Петрушевская - Новые робинзоны и Людмила Петрушевская - Гигиена , а также Стивен Кинг - Противостояние , но очень кратко. А мне бы хотелось, чтобы в лекции было представлено побольше произведений современных авторов ( всё же «Декамерон» и «Чуму» знают все ). Тем не менее, лекцию прослушала с большим интересом и узнала о новых для себя произведениях Петрушевской.

Антиутопии — это полезная эмоциональная тренировка, потому что читая ужасные произведения об эпидемиях, от которых умирает значительная часть человечества, мы упражняемся в очень полезных чувствах, и главное из этих чувств — это своя уязвимость, это понимание, что универсальные проблемы касаются всех и "дотянутся" до всех, и кроме того, это понимание, что всё происходит не просто так, а для напоминания о базовых ценностях, которые мы подзабыли: солидарность, умение работать, умение выживать. Литература сама по себе много сделала на этом пути.

Урок литературоведения, сентябрь.