Больше рецензий

IrinaPuzyrkova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 сентября 2020 г. 15:32

1K

4 Сын своей эпохи

Гессе мне кажется замечательным художником, передающим настроение эпохи. Как внешние ее признаки, чувственные и событийные, так и приметы внутренней жизни людей модерна. Живо  откликаются во мне его юнгианские мотивы - множественность субличностей, присвоение тени, исследование анимы и анимуса.  


Но вот что никак мне не симпатично, не близко и не интересно, так это его бунт против мещанства.


Я осознаю, что мещанство для Гессе могло ситуативно, в силу исторических обстоятельств, значить не то, что для меня. Но его рьяное романтическое стремление отделаться от мещанства, вытравить его из себя, кажется мне чересчур инфантильным.


Я воспринимаю мещанство в «Степном волке» не только буквально, но и в метафорическом плане. Гессе настраивает на этот лад всем своим текстом. И это не просто погрязшие в обыденном буржуа, потерявшие истинный смысл жизни за слепым стремлением к добропорядочной чистоте и достатку. Он ведь описывает мещанина как человека умеренного, не желающего сгорать в костре эмоций, умеющего выживать, умеющего отдать дань плотским удовольствиям, сохранить семью, друзей, очаг. Так вот я со временем стала эти ценности считать самыми сложными для реализации. Сохранить семью - это вам не броситься в омут страсти. Это работа, требующая каждодневной рефлексии, отточенной коммуникации, эмпатии и прочего эмоционального интеллекта, знания себя, сдержанности, осознанности, владения личными границами, способности слышать свои потребности и давать им место. Человек, имеющий уютный дом, любящего супруга и хорошие отношения с детьми, а также собственный уравновешенный характер - это психически здоровый человек. Мне такой идеал кажется достойным достижения. И чтобы прийти к нему надо постичь дзен. А кто постиг дзен, достоин уважения, а не глупого юношеского отвращения, которое Гарри питает к мещанству. 


Ему 50 лет, а он до сих пор подросток. Он не может отделиться от своей материнской среды. Мещанство - это воплощение матери. Он тянется к нему и презирает себя за эту тягу. Ему нужна сепарация. И именно в этом главный конфликт романа. 


А противостояние волка и человека - дело десятое. Гарри почти подошёл к идее, что нет никакого противостояния вне нашего сознания, запудренного идеологами западной цивилизации. Нет дихотомии «добро и зло», «бог и сатана ». Есть целостная, разнонаправленные, многообразная человеческая личность.

Комментарии


Ирина, спасибо, я пока в середине романа и никак не могу осмыслить книгу, мне жутко не нравится главный герой. Ты прямо помогла сформулировать чем - инфантильный и презирающий ценности, которые способны сделать личность гармоничной, а человека счастливым. Потому что он-то в своих ценностях глубоко несчастен.


Да, с точки зрения взрослого сбалансированного человека, Гарри несчастлив и его жизнь полна страданий.
С точки зрения романтика - идет тут речь об эпохе, мировоззрении или возрасте, например,юношеском бунтарстве - он герой. Наверное, это книга, с героем которой себя могут идентифицировать юные люди. Все-таки приятно в литературе найти героя, который переживает то же, что и я. Увидеть, свое не-одиночество в каких-то переживаниях, увидеть определенный даже пиетет относительно своих горестей. Ну а в более зрелом возрасте появляется другая оптика, позволяющая наблюдать за этими процессами со стороны, видя их структуру, видя их предел, перспективу.

К финалу роман превращается в какого-то прям Пелевина. Точнее, возникает ощущение, что Пелевин имел в виду Гессе, когда писал свои тексты типа "Чапаев и Пустота". Это занятно.

Самые катарсические моменты текста Гессе для меня связаны с юнгианскими мотивами. Его беседы с Герминой вызывали у меня слезы узнавания. Потому что на любом этапе внутреннего взросления у меня есть Тень, отвергнутая, запретная, непризнанная часть личности. И освоение Тени - процесс если не бесконечный, то очень длинный, я так предполагаю. У Гессе я вижу интересную идею о том, что сначала герой принимает и любит свою тень, то есть в символическом плане он принимает и любит всего себя, достигает как бы внутренней целостности (присваивает себе качества Гермины через дружбу с ней - гедонизм, танцы, легкость бытия), а потом также символически он ее убивает. То есть, Тени больше нет. Она вся - признана, личность стала целостной.

Правда, совершив этот акт, Степной волк чето вроде не сильно прозрел... Финал как-то я уже плохо помню... То ли книга резко обрывается, то ли я была чем-то занята и пропустила финал...