Больше рецензий

24 сентября 2020 г. 09:24

5K

5 Крушение иллюзий идолопоклонника

«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами.
Всё-таки лучше, чем ничего»

Потрясающая пьеса! Лично мне она нравится больше знаменитой «Чайки», после написания которой Чехов и переделал отвергнутого им «Лешего» в «Дядю Ваню». И в названии акцент сместился с одного из двух героев-друзей на другого. А в результате борьбы Чехова с благополучными и успокаивающими развязками совершенно иными стали завершения многих сюжетных линий, перешедших из предыдущей пьесы. Отказ от счастливых финалов ("в конце дать зрителю по морде") уничтожает иллюзии, но сохраняет надежду и приводит к размышлениям, показывая сложность и иронию даже самой простой жизни. В произведении вообще нет счастливых персонажей, там все несчастны. Причём каждому герою некого, кроме себя, обвинять в своей печальной судьбе. И в этом заключается их скрытая общность.

Иван Петрович Войницкий (дядя Ваня) - слабый и безвольный человек, убегающий от свободы в идолопоклонничество: собственноручное сотворение кумира, а затем - добровольное служение и подчинение ему. Но присущая титульному персонажу потребность идеализировать кого-то и бросать свою жизнь к его ногам не может рано или поздно не привести к глубокому разочарованию и крушению иллюзий. Однако, вина за свои не оправдавшиеся ожидания, как правило, возлагается идолопоклонником на прежнего кумира (в данном случае на бывшую столичную знаменитость - отставного профессора Серебрякова), превратившегося в воспалённом воображении страдальца Войницкого в злейшего врага. Ведь если психология творца своей судьбы основывается на свободе и сопряжённой с ней ответственности, то психология жертвы предполагает поиск виноватых (людей или обстоятельств).

Всё, к чему человек привыкает, кажется ему нормальным и правильным, даже самые абсурдные ситуации. Конечно, далеко не всегда разрушение ложных представлений приводит к пониманию собственных ошибок, их исправлению и положительным изменениям в жизни. В сознании дяди Вани освободившееся место прежних иллюзий тут же занимает не истина, а другие иллюзии и заблуждения. А свой идолопоклоннический взгляд он переводит с профессора на его красавицу-жену.

Нелепое поведение Войницкого вызывает недоумение, а также жалость и сочувствие. Ведь даже мать героя поддерживает бывшего зятя - Серебрякова, а не собственного сына. После неудавшихся попыток застрелить своего мнимого врага, а также и несостоявшегося суицида - дядя Ваня окончательно сломлен. Ошарашенные городские родственники (профессор с молодой женой) навсегда расстаются с деревенскими, будучи подавленными их жалким существованием и разгоревшимися конфликтами. «Мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг...». Но это совсем не помешало Войницкому обещать, а Серебрякову по-прежнему рассчитывать на получение доходов с усадьбы, к которой он прямого отношения не имеет, так как она принадлежит дочери от первого брака Соне. А уж морального права на имение у профессора нет и подавно. И его странная идея продать недвижимую собственность дочери, чтобы купить себе дачу в Финляндии, не выдерживает никакой критики.

Супруги Серебряковы скоропостижно покидают деревню, попросив переслать им через какое-то время оставшиеся вещи. Правда, уезжают они жить не в знакомый и привычный Петербург, а в более дешёвый Харьков, куда Антон Павлович в своём творчестве очень уж любил отправлять провинившихся героев. В имении же всё вернулось на круги своя. Из уст Сони звучат слова утешения для дяди Вани: «Мы увидим всё небо в алмазах...». Это, вероятно, одновременно и способ пережить невыносимое настоящее, и слёзы по неудавшейся жизни. И юная девушка Соня вместе со своим совсем ещё не старым дядей Ваней (братом умершей матери), добровольно поставив на своих судьбах крест, планируют смиренно продолжать трудиться, чтобы содержать в городе отставного профессора с его молодой женой, который не испытывает даже к родной дочери ни любви, ни благодарности, ни желания хотя бы изредка видеть её. Ведь простились родственники навсегда...

Во многих произведениях Чехова судьба героя определяется силами, преодоление которых заведомо превышает его возможности, обусловленные психологическим типом личности. То же самое можно, наверное, сказать и о главном персонаже пьесы - дяде Ване. Осознание Войницким ложности величия его прежнего кумира и даже попытки в прямом смысле покончить с ним всё-таки не позволили ему вырваться из того заколдованного круга, в котором он (как и вообще многие чеховские герои) оказался. И этот факт помогает понять, что причины жизненных неудач людей не лежат на поверхности (в лице, например, профессора Серебрякова), а скрываются гораздо глубже – они тщательно спрятаны и замаскированы в нас самих. Но человеку, конечно, гораздо проще и удобнее объявить себя жертвой, изливая на кого-то другого свой праведный гнев, чем посмотреть в лицо личной проблеме, признавая собственную глупость и неспособность меняться.

Так в чём же всё-таки личная проблема дяди Вани? Свойственное ему идолопоклонничество обычно строится на основе патологического нарциссизма. Поэтому там, где есть идолопоклонничество, запросто можно отыскать и нарциссизм. И очень уж похож дядя Ваня на скрытого нарцисса (он всегда в маске жертвы). А отношение к герою его матери (которое вряд ли было намного лучше в детстве, когда он и мог получить нарциссическую травму) только подтверждает это предположение. Несмотря на склонность к смирению и принижению себя, а также самодовольство своей жертвенностью, Войницкий не чужд и тихого превосходства: «Я талантлив, умён, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский…». Перечисленные особенности дяди Вани являются стандартными признаками скрытого нарциссизма. Можно к ним добавить и следующие черты этого чеховского персонажа, присущие скрытым нарциссам: позиция жертвы, страдающей от несправедливого отношения окружающих; пассивно-агрессивное поведение; зависть к другим; отсутствие сочувствия; склонность помогать другим из-за желания признания; мечты о том, чтобы занять чьё-то место в уже готовой семейной системе. Как это ни странно, но в пьесе очень чётко прослеживаются все основные стадии нарциссического абьюза: идеализация, обесценивание, утилизация. Ведь дядя Ваня действительно сначала возвёл Серебрякова на пьедестал и поклонялся ему, затем обесценил своего бывшего кумира и сбросил с пьедестала, а позже даже пытался его застрелить. А освободившееся на возвышении место заняла жена профессора – красавица Елена. Таким образом, хождение по кругу продолжено, и рано или поздно неизбежно последуют и другие этапы типичного цикла нарциссического насилия. Так что очень похоже, что проблема дяди Вани – именно в его скрытом нарциссизме (как расстройстве личности).


«В человеке должно быть всё прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

картинка Ludmila888

Книга перечитана в рамках «Чеховских дуэлей» с boservas (рецензия).

Комментарии


Поздравляю с сотой рецензией!
Это должно было когда-то случиться! )))
100


Про то, что он идолопоклонник это вы хорошо придумали. Мне понравилось. Но мне больше нравится Астров, я себя с ним ассоциирую. В смысле он чем-то на меня похож в жизни.
И я вас тоже поздравляю с датой. Желаю прожить еще столько же


Мне тоже Астров нравится больше. Он, в отличие от дяди Вани, не склонен к зависти и чрезмерному самомнению, а деятельность его не бесплодна: он лечит людей и сажает леса. Правда, после переделки Чеховым "Лешего" Астров оказался лишённым надёжных жизненных ориентиров и оптимизма, присущих его предшественнику Хрущову.

Спасибо за поздравления! Интересно Вы перемешали число рецензий с прожитым временем. Надеюсь, что проживу ещё раз такое же количество рецензий! )


Спасибо за прекрасную рецензию!

Потрясающая пьеса!

Я ещё не достаточно много читал Чехова, но эта пьеса - самое сложное (в хорошем смысле :)), неоднозначное и потому интересное из всего, что я читал.
Поздравляю с юбилеем! Трудно поверить, что ты написала так мало.
Но зато каждая рецензия - на вес золота!
А вот и подарок для тебя (ведь главное - это внимание):

Жарко, душно, а наш великий ученый в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках.

Огромное спасибо, Женя, за поздравление и тёплые слова! Ну, и, конечно, за подарок-зонтик! ))) Ты абсолютно прав, главное - это внимание. )

Мне близка твоя оценка пьесы. Но, несмотря на её сложность, постановки "Дяди Вани", в отличие, например, от "Чайки", с самого начала имели огромный успех и в провинции, и в Москве. В МХТ спектакль посмотрели члены царской фамилии, а также прокурор Священного синода Победоносцев. Очень высоко оценил пьесу Горький. Ну, а Лев Толстой в дневнике, как и всегда, возмутился увиденным в театре. Актёрам он сообщил, что Астрову и дяде Ване следует жениться на крестьянках, а профессорскую жену оставить в покое. Но, несмотря на всё своё неприятие драматургии Чехова, Лев Николаевич не остался равнодушным, а сразу же после просмотра спектакля на сцене МХТ начал писать драму "Живой труп", которую можно рассматривать и как творческую полемику с Чеховым.


эта пьеса - самое сложное (в хорошем смысле :)), неоднозначное и потому интересное из всего, что я читал.

Ты знаешь, Женя, теперь я ещё больше восхищена этой пьесой. И дядю Ваню уже тоже в скрытые нарциссы записала. ) И даже внесла в рецензию дополнение на эту тему – весь последний абзац.)))


Ага, я прочел. Может быть и так. Тебя прям не остановишь с этой новой теорией :)


Ух ты, у тебя новая аватарка! Класс!!! )))

Да, что-то увлеклась я изучением нарциссизма не на шутку. ) Но теперь, пожалуй, пора мне завязывать с этими ядовитыми нарциссами или хотя бы перерыв сделать, так как очень уж они токсичны. Кажется, уже даже передозировка начинается. Вот добавила только что очередной коммент (на этот раз корневой (открывший новую ветку) и красочный! ) ) под сказкой о золотой рыбке – и на этом пока остановлюсь. Ну, а дальше – как карта ляжет. Возможно, и опять "Остапа понесёт", если сработает какой-нибудь триггер… )))


Ух ты, у тебя новая аватарка! Класс!!! )))

иду в ногу со временем.

если сработает какой-нибудь триггер

надеюсь, никаких триггеров не будет. Во всяком случае, плохих :)


Подумалось среди ночи, что у фамилии Астров есть как бы два значения. Одно, связанное с цветами - это его "земная деятельность" врача. Там у него и цветочки и плоды. Другое, связанное со звёздами - это его "высшая сущность". Забота о человечестве, природе и т.п.. Таким образом, "увидеть небо в алмазах" может иметь для Сони ассоциации с Астровым. Это мечта о том, что в будущем, в загробной жизни она "увидит" любовь Астрова...


Интересные мысли посещают тебя по ночам! ) Да, в этом что-то есть. Мне в этой пьесе очень жаль именно Соню...


Надо же, меня тоже посещала мысль, что его фамилия не от цветка, а от звёздного неба.
Соня симпатична, но мне её не жаль, потому что она самая сильная личность в пьесе, а сильным жалость не нужна...


Разве мы жалеем человека потому-что это ЕМУ нужно? По-моему - нет. Только в случае с маленькими детьми. Или дело в терминологии? Давай назовём это состраданием

И как раз сильным тяжелее всего. Ведь всё, что они могли сделать, они уже сделали. И страдают они по причинам от них уже независящим. А слабых чего жалеть? За то, что они палец о палец не ударили ради своего счастья?


Не знаю, может мы как-то по разному понимаем слово "жалость", но ты сам придумал верную замену - "сострадание". Хотя жалость и сострадание далеко не синонимы. Жалость - это признание слабости объекта, а принятие жалости - принятие собственной слабости, поэтому от сильных людей часто можно услышать: "Не надо меня жалеть".
Жалеют как раз слабых, детей, неудачников, тех, кто палец о палец не ударит, или тех, кто сколько палец о палец не ударяет, а всё дуля получается. А Соня сама имеет силу пожалеть того же дядю Ваню, потому что он слабак, и не он её жалеет, а она его.
А Соне можно как раз сострадать, не унижая её жалостью...


Да, получилась неразбериха по моей вине.
Подытожим :)
Соня не заслуживает жалости, но заслуживает сострадания.


Правильно! Не будем жалеть Соню, будем ей сочувствовать, сопереживать, сострадать. Но всё-таки мне, как и окружающим её женщинам, очень «жаль, что она так некрасива»


Значит, физическая непривлекательность - это слабость?


Ну, Соня ведь страдала из-за своей физической непривлекательности. И в конкуренции с красивыми женщинами за мужское внимание это качество выглядит её слабой стороной. Разве нет? Ведь большинство мужчин сначала смотрят на внешность, а уж потом заглядывают в душу. Хотя бывают, наверное, и исключения. А с мужчинами, конечно, всё иначе. Для них собственная внешность не так важна, как для женщин.


Да, нам повезло!

Ведь большинство мужчин сначала смотрят на внешность, а уж потом заглядывают в душу.

Это так.


Кстати, именно поэтому порой говорят, что мужчины любят глазами. Когда-то мы, помнится, затрагивали этот вопрос.)


Было дело.
Была интересная дискуссия про соответствие между писателями и алкогольными напитками. Но ты демонстративно в ней не участвовала, так как тебе не понравился повод к этой дискуссии.
А жаль.


Нет-нет, о том, что мужчины любят глазами, а женщины ушами, шла речь в обсуждении книги "Когда прилетит комета", которую ты назвал одной из лучших книг о любви.)


а-а, действительно. :)
Да, от той дискуссии ты не убежала и даже наоборот. И мне пришлось затем читать "искусство любить", чему я очень рад. Вот видишь как важно для меня твоё участие в обсуждениях :)


Ну, в разговорной речи мы часто считаем синонимами жалость и сочувствие. Эти слова действительно близки по смыслу, хоть и не абсолютно тождественны. Да, наверное, правильнее было бы написать о сочувствии и сострадании, а не о жалости по отношению к Соне. Но всё-таки есть у этой сильной девушки и слабая сторона, признаваемая и окружающими, и ей самой, – это её непривлекательная внешность, из-за чего Соня не нравится мужчинам. И никакие её другие ценные качества не перевешивают в их глазах отсутствие внешней красоты. А вот вокруг замужней красавицы Елены все так и вьются. Так уж устроены эти мужчины! И ничего с этим не поделаешь...)

Вот Сонины мысли наедине с собой:

«О, как это ужасно, что я некрасива! Как ужасно! А я знаю, что я некрасива, знаю, знаю... В прошлое воскресенье, когда выходили из церкви, я слышала, как говорили про меня, и одна женщина сказала: "Она добрая, великодушная, но жаль, что она так некрасива"... Некрасива...».


А что новых зонтиков больше нет? А спейциально зашел за зонтиком


И долго еще ждать ваших новых зонтиков?
Другие вон пишут как заводные. Я жду


Присоединяюсь к пожеланию

Людмила, ауууу


В ближайшее воскресенье заглядывайте на огонёк.
Мы с зонтиком будем рады! )