Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

23 сентября 2020 г. 20:49

1K

2 Спойлер Масонский заговор против Рима

Вроде принято думать, что книги из 19 века обладали какой-то планкой качества, что цензура не позволила бы толкнуть в печать откровенное гoвно, что все эти писатели были воспитаны в определенных традициях, старались выражать мысль красиво, интересно и разнообразно, но... это все стереотип. Книга разочаровала очень сильно.
Были же экранизации, "Бен-Гур" 1959 года и "Бен-Гур" Бекмамбетова, являющийся ремейком именно фильма, без каких-либо отсылок к книге, что характерно, потому что экранизировать книгу, ничего в ней не меняя - это просто убить будущий проект. Создатели первого фильма создали очень эпичное полотно, с хорошим сценарием, отличной игрой актеров, более-менее нормальным посылом. Там была религиозная пропаганда, но она не навязывала обществу религиозности в большей степени, чем само общество могло принять. Ну, то есть просто давайте будем добрыми и хорошими, как Иисус.
А вот книга на самом деле - это очень топорная, навязчивая пропаганда еврейского шовинизма вместе с утверждением, что христианство - высшая степень эволюции человеческого общества.
Мысль автора отражена в беседе трех путников - грека, египтянина и индуса (!!!) - которые встретились в земле обетованной. Они рассказывают друг другу о некоторых культурных особенностях их народов, в частности, религии. Египтянин похваляется, что его религия самая древняя, грек говорит, что их культура самая... культурная, а индус жалуется на произвол брахманов, на касты и варны.
Но все втроем они делают вывод, что как же это охрененно верить в ЕДИНОГО БОГА!
Их религии не отвечали их внутренним стремлениям и нормам морали, и тогда они пришли к выводу, что

– Благодаря этим записям, – продолжал Валтасар, – мы узнали, что наши отцы пришли с Востока, от истоков трех священных рек, из древнего Ирана, о котором говорил здесь Мельхиор. Оттуда они несли нам историю мира до потопа и описание самого потопа, сохраненное для арийцев сыновьями Ноя. Они учили о Боге как Создателе и Причине всех причин и о бессмертии души

Далее египтянин с вавилонским именем Валтасар сообщает, что в Египте, из которого вышли все цивилизации и народы, произошло извращение старой веры в единого бога, которая, по его мнению, была первичной. Появились многобожники, но только евреи сохранили настоящую веру! Так называемую "старую веру Мизраима"...
Что такое Мизраим? Это один из сыновей Хама, сына Ноя. Он был предком египтян. Его именем назвали устав масонов, разработанный в 18 веке (не во времена Мизраима, конечно). Это в принципе все, что нужно знать об этом наборе букв. В том числе и об авторе, который, видимо. симпатизировал масонам и пытался использовать нравоучительную прохристианскую книгу для пропаганды их движения.
Итак, египтянин с вавилонским именем ссылается на устав масонов из 18 века, который был забыт этими проклятыми язычниками. Все трое подтвердили друг другу, что они не язычники, а верят в еврейского единого бога, как их далекие предки, пока небогоизбранные народы не стерли их веру со своей территории.
Общепринятой является точка зрения, что политеизм предшествовал монотеизму, а до него были поклонения богам в виде животных. Эта точка зрения научного обоснована и никак не умаляет иудаизм, христианство и ислам. Но автору показалось мало быть последним в эволюционной цепи развития религиозных верований, ему захотелось быть первым и последним одновременно! Вот такой ловкий ход! И христианство внезапно совершило рокировку в начало и конец, став вечной верой. С другой стороны, это логично, ведь, если ты веришь в определенного боженьку, который все создал, соответственно, первые люди тоже должны были в него верить.
Ну, а потом эти трое фанатиков становятся теми волхвами, которые увидели рождение Иисуськи. При этом они знали о его появлении (еще бы, верили в Мессию).
А через какое-то время история переключается на главного героя - богатого еврея Иуду Бен-Гура. Ему уже за 20, но автор называет его "юношей". "Юноша" уже наследовал состояние своей аристократической семьи, и тут к нему в гости приехал его друг детства римлянин Мессала.
Надо оговориться, что в обеих экранизациях очень интересный и противоречивый персонаж. У него много неприятных черт, он расист, презирает евреев, но при этом он вправе пожаловаться на то, что Бен-Гур обманул его ожидания. Однако его отрицательные черты и ненависть ко всем народам, кроме римлян, перевешивают его харизму, обаяние и мужественность, и он становится в глазах любого зрителя сверхзлодеем.
Конфликт с другом детства Иудой заставлял задуматься о разных вещах, но автора не интересуют сложные вещи, у него все очень просто.
Мессала вернулся из Рима в страну евреев, где он в свое время вырос, очень изменившимся. Оказывается (неожиданность!), он стал римлянином! Ну, то есть он и был всегда римлянином, но автора и Иуду возмущает то, что он не превратился в еврея.
Мессала в экранизациях предложил Бен-Гуру сговор, чтобы подавить восстание евреев, уговорить их лидеров не поднимать бунт против римской власти. Еще Мессала хотел, чтобы Иуда выдал заговорщиков, и это было недостойно. Что же плохого сделал Мессала из книги?
Мессала очень доброжелательно обошелся с Иудой. Он констатировал тот факт, что Рим захватывает все новые и новые провинции, и одно это упоминание вызвало у Иуды гнев и ярость, которые он еле сдержал. Он начал грубить Мессале, заметив, что Иудея переживет и Рим, и вообще все на свете. Мессала же не оскорбился, он просто беседовал с Бен-Гуром и пытался перевести конфликт в шутку, но тот вывалил на него всю свою ненависть по отношению к римлянам, оскорбляя их. И удалился, разорвав былую дружбу. За что я должен был, как читатель, осудить Мессалу - я так и не понял.
Иуда в фильмах был миролюбивым евреем, который полагал, что иудеи обретут независимость постепенно, по воле божьей. Иуда в книге был агрессивным еврейским расистом, мечтавшем получить шанс свергнуть Рим, но не только!

Древний иудей! Трижды благословенны наши отцы, служители Бога, хранители завета! Мы – руководители человечества в прошлом, настоящем и будущем. Передовой пост принадлежит нам, и будь хоть каждый римлянин кесарем, мы не уступим этого поста.

То есть, в его голове витает идея захвата мира под эгидой империи евреев. Чем эта идея отличается от римской экспансии - решительно непонятно. Ну, разве что боженька там единый...
Дальше по сценарию. Иуда случайно сбросил с крыши кусок черепицы, который чуть не убил прокуратора. Как известно, и цари умирают от сброшенных черепиц, если вспомнить Пирра ,а римляне помнили и не поверили, что Иуда сделал это не специально.

– Помоги им, о мой Мессала! Вспомни наше детство и помоги им. Я умоляю тебя.

- возопил еврей, который только недавно послал своего друга детства к черту. В фильме, кстати, демонизировали Мессалу еще и тем, что у него были романтические чувства к сестре Иуды, и это придавало новые черты его поступку. Здесь этого не было, и Мессала просто наплевал на человека, добровольно ставшего его врагом. И Иуду отправили на галеры.
Прошло несколько лет, но автор все равно называл его юношей.
Ну, а там он спас жизнь высокопоставленному римскому государственному деятелю. Здесь Иуде помогли рояли в кустах. Ой, столько роялей в кустах! К веслу его цепями не приковали, он не потонул, в отличие от других, когда на корабль напали и потопили. Когда он хотел спасти Аррия, тот тоже не потонул (повезло!). А еще где-то рядом были другие римские корабли, и они не остались одни в бушующем море. И Аррий сделал Иуду своим наследником и приемным сыном.
"Юноша" разбогател, приобрел римское гражданство и привилегии. Оказалось, что римлянам пофиг, кто ты по происхождению, еврей или эфиоп, главное, чтобы был дельным человеком. Но Иуда ничего не забыл!
Он продолжал думать о том, чтобы поднять великое восстание евреев и положить конец римскому могуществу. Видимо, в благодарность. Источник нового могущества он увидел в Иисусе, который приобрел огромную популярность среди народа. Иисус неприятно удивил Иуду тем, что решил сдаться, но, как оказалось, это был такой нравственный урок - подставь другую щеку, не убей ближнего своего, и т.д.
Какой из всего этого сделал вывод Бен-Гур? Воевать уже смысла не было, момент был упущен. Тогда он просто решил вести религиозную пропаганду и уехать в Рим, чтобы использовать на это все свои средства и влияние.

0:02

Кстати, в фильме Бен-Гур в беседе с прокуратором получил намек, что, противопоставляя себя Риму, он ставит крест не только на карьере, но и на собственной жизни. И Бен-Гур пошел на это ради семьи и страны, и это выглядело самопожертвованием. Книжный Бен-Гур не собирался же терять полезное влияние своего приемного отца Аррия.
Кульминационные гонки на колесницах, где Бен-Гур побеждает Мессалу, и тот становится инвалидом, автор описал кое-как. Мессала и здесь стал инвалидом, и Иуда всласть удовлетворил свою месть. В фильмах он хотел найти Мессалу, чтобы выведать у него сведения о своих родителях, а в книге Мессала ему нужен был только для того, чтобы его унизить и растоптать. В фильмах гонки были средством встретиться с ним, в книге это был еще и повод его разорить, вынудив поставить на свою победу все свое состояние.
Мне было откровенно жаль книжного Мессалу. Верный императору римлянин, благородный, храбрый, образованный, пал жертвой завистливого и озлобленного с самого своего детства еврея.
Вообще складывается впечатление, что уже все народы уверовали в единого бога и его сына, одни только тупые римляне упираются...
Книга учит следующим вещам:
1. Христианство единственно верная религия;
2. Евреи безусловно величайший народ на земле, достойный править миром;
3. Соблюдать заповеди нужно только по отношению к евреям, а не ко всяким там агрессивным народам;
4. Убивать, лгать - грешно, но наживаться на слабых, копить огромное состояние, быть богатым мажором, угнетать рабов - это просто охрененно!
5. Иметь рабов - это круто, если ты еврей, в том числе добывать их в военном походе на низший народ, но если ты римлянин и делаешь то же самое, это аморально;
6. Женщина не имеет никаких других прав и обязанностей, кроме как следовать за своим мужчиной и смотреть ему в рот;
7. Иисус существовал, все, что в Библии - правда от начала и до конца.

Комментарии


Соглашусь с Вами. Я была разочарована «Бен-Гуром». Смотрела оба фильма, и они мне понравились. Книга обещала эпическую историю о дружбе, предательстве, мести, искуплении, прощении. И где это все?! Мессала главный антагонист романа, но почему его так мало? Бен-Гур вроде бы положительный герой, но что хорошего он сделал? Практически ничего. Ему нереально везло, ему помогали другие. И где христианский смысл, мораль всей этой истории? Если бы Бен-Гур простил Мессалу, помирился с ним, или хотя бы раскаялся после его смерти, но он просто отомстил и успокоился.
Удивляет только, почему этот роман называют чуть ли не лучшей художественной книгой о христианстве.