Больше рецензий

homo_proletarian

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 сентября 2020 г. 15:24

3K

4

Если говорить о достоинствах книги, то важным будет подчеркнутьть эту чуткость, сознательность и наблюдательность, которая присуща автору.Большинство людей живёт под управлением своей воли и как явные, так и скрытые законы существования недоступны для их понимания. Напротив, Шопенгауэр открывает эту простую истину мироздания, в том, что всё вокруг является потенциальным страданием, которая хоть очевидна, но не открыта нашему сознанию, а если и понимаема нами как явление, то не управляема. То есть мы знаем, что весь мир погряз в страдании, но не знаем как его максимально избежать. В этом и большая ценность книги - она учит как выжить в мире тотального сумасшествия. Ты как будто оказался на острове полных безумцев и повсюду тебя окружают опасности, которые могут тебя убить или покалечить. Эта книга как учебник по выживанию.
Если первая часть книги даёт общие советы, то вторая часть полна отдельными условностями и в большей степени я коснусь её начальной части. Рецепт счастливой жизни представлен в первых главах книги, а уже с середины все последующие  рассуждения показались мне лишними, ибо были сказаны в главах предыдущих.

Итак, Шопенгауэр начинает книгу  с выделения различия между внутренним богатством людей, которое не пропорционально даровано им, а привалирование разума над волей является даром свыше. Такие обладатели разума необходимо должны удалять себя от общества с его ложными путями обретения счастья и наслаждений.

Для того, кто одарен выдающимся умом и возвышенным характером, большинство излюбленных массою удовольствий — излишни, даже более — обременительны.

Особую важность Шопенгауэр отдаёт здоровью, считая его самым ценным благом.

Особенно здоровье перевешивает все внешние блага настолько, что здоровый нищий счастливее больного короля.

В его концепции счастья, как и в Эпикурейской основанием обретения этого счастья является отсутствие страдания. И человек должен устранять все внешние и внутренние очаги треволнения, что могут заставить его страдать. Отсюда вытекает отрицание некого общего пути, которому следуют люди- обретения богатства, славы, достойного о себе мнения у окружающих. Шопенгауэр выделяет лишь один путь для счастливой жизни - обретение духовных сил

«Нормальный», средний человек вынужден искать жизненных наслаждений вне себя: — в имуществе, чине, жене и детях, друзьях, в обществе и т. п., и на них воздвигать свое счастье, поэтому счастье рушится, если он их теряет или в них обманывается. Его положение можно выразить формулой: центр его тяжести — вне его. Поэтому его желания и капризы постоянно меняются, если позволяют средства — он то покупает дачу, лошадей, то устраивает празднества и поездки, вообще ведет широкую жизнь. Удовольствия он ищет во всем окружающем, вовне, подобно больному, надеющемуся в бульоне и лекарствах найти здоровье, истинный источник которого — его жизненная сила.

Действительная ценность книги в том, что она заранее предостерегает нас от совершения глупости, следованию большинству, поиску счастья вне себя ;в богатстве, славе. В некором смысле, она уже сама как некая прожитая жизнь всех, что указывает нам нам на свои ошибки или преимущества и даёт понять, что же является благом и злом, исследовав эту цепь прожитых жизней остальных. В этой книге показаны явления этой закономерности, которые мы уже понимаем и обходим, дабы самим не стать этой частью всех тех, кто имел стремления и желания...

Человек умный будет прежде всего стремиться избежать всякого горя, добыть спокойствие и досуг, он будет искать тихой, скромной жизни, при которой бы его не трогали, а поэтому, при некотором знакомстве с так называемыми людьми, он остановит свой выбор на замкнутой жизни, а при большом уме — на полном одиночестве.

Уничтожив ложные желания и слепую жажду жизни и свои бессмысленные мотивы, человек высокого духа избирает для себя путь, который и вообще является единственным, ибо следование этому пути не причиняет боль при каждом новом шаге. В этом есть двойной смысл того, что ступая на путь обретения духа, человек "останавливается", ибо его стремления уже существуют в нём самом, а не во вне.

Чтобы не перейти сразу к другой крайности, возьмем человека, если и не с выдающимися, то все же с превышающими обычную скудную дозу духовными силами. Если внешние источники радости иссякнут или перестанут его удовлетворять, он начнет по-дилетантски заниматься искусством, или же реальными науками: ботаникой, минералогией, физикой, астрономией и т. п., найдет в этих занятиях немало наслаждения, и отдохнет за ними, мы можем сказать, что центр тяжести лежит отчасти уже в нем самом. Но так как дилентантизм в искусстве еще далек от истинного таланта, а реальные науки не идут далее взаимоотношения явлений, то ни то, ни другое не в силах поглотить человека всецело, наполнить все его существо и так сплести с собою его жизнь, чтобы ко всему остальному он потерял интерес. Это составляет удел высшего духа, который обычно именуют гением. Только гений избирает абсолютной темой своего бытия жизнь и сущность предметов, и глубокое их понимание стремится выразить, в зависимости от индивидуальных свойств, в искусстве, поэзии или философии.

Артур Шопенгауэр и его афоризмы после прочтения дают нам новый выбор, новый путь и чувство ожидающего нас счастья, если мы будем честны перед собой и готовы к тому, чтобы стать тем гением-обладателем счастья единственного.

То же происходит с прекрасными, высокими идеями, с лучшими творениями гения, если они воспринимаются слабыми, бледными, уродливыми мозгами.



Upd: говоря об афоризмах в целях критики, на самом деле есть с чем поспорить. Шопенгауэр разделяет людей на две категории, это и является основой его книги. В его афоризмах они разделены на полярности противоположные - обыватель и человек духа. Разделены они по выбору своего досуга, если обыватель из-за скуки(понятие шопенгауэра) и духовной слепоты  вынужден в силу своей природы прибегать к наслаждениям вне себя, по причине  скуки, то человек духа избирает для себя досуг возвышенный (философия, книги, искусство). Но стоит обратить внимание на то, что если базис рассуждений стоит в бесмысленности мироздания, которую исповедует Шопенгауэр, то как раз таки человек духа самым явным образом ощущает этот абсурд существования в каждом явлении происходящем вокруг него. В силу этого он и прибегает к этим наслаждениям, дабы убежать от этой осознанности и забыться в наслаждениях. Напротив, обыватель просто бессознательно к ним приходит. В силу скуки, духовной слепоты, которая не позволяет увидеть этот мрак и в  постоянной тяги к движению. Скука его состоит не в понимании всей бесмысленности мироздания, а в тяге к движению и чувственности, которая ему необходима в силу его животного начала. Как человек духа, так и обыватель идут к одному и тому же, но силу различных мотивов и с различным ощущением от переживания этого удовольствия .Человек духа лишь притупляет ощущение этой постоянной боли, от которой он изнывает, обыватель же видит в этом свой смысл жизни. К сожалению я не могу понять мотивацию обывателя в такой тяге к наслаждениям, но точно знаю- в ней нет места отчаянию.

Если человек духа выбирает для себя философию и искусство в целях "убить" себя, а сама философия - это искусство умирания, то отсутствие смысла поубавится, ибо путь его будет в некоторой степени возвышенным и имеющим "смысл". Ступив на путь философской жизни, человек начнёт уничтожать всю связь с действительным, лишая себя желаний при жизни, он становится неким наблюдатем. Но не всё так гладко, люди духа "прокляты", ибо обладая определенным количеством мудрости, они просто не смогут оставаться безучастными, ушедшими в себя. Как боль внутри них, так боль внешняя вызывает в них желание умереть. Тут и появляются наслаждения, ведь путь наслаждений дарит быструю смерть- всякое наслаждение через время начинает тебя убивать. И не стоит Шопенгауэру так критиковать наслаждения, ибо даже сильный духом иногда не в силах бороться с собой и ищет наслаждений, дабы действительность его окружающая не убивала его медленно и мучительно, а спасение в книгах и философии на самом деле являются ещё одной болью, которые рисуют окружающий мир в ещё более мрачных красках, опуская эту завесу мнимого счастья, делая нашу жизнь ещё более жуткой. Не понимаю, почему Шопенгауэр создал этот ореол вокруг мудрецов и эту концепцию разделения на несчастных, но не знающих этого обычных людей и на парочку отдельных мудрецов, которым якобы ничего в мире не нужно, кроме досуга и высших занятий.