Больше рецензий

22 сентября 2020 г. 21:25

195

5 Ветер надежды

Среди молчания поднимаешь глаза и встречаешь взгляд наполненный мудростью, и в тишине разъединения находишь, что взгляд этот тебя понимает. А ты понимаешь его.

Редко случается, находя подобного автора, ты словно находишь давнего знакомого, с которым не нужно спорить, которому не приходится доказывать и объяснять своих истин, ты просто с ним молчишь об одном. И это приносит радость и утешение, согревает даже тогда, когда это теплота совсем уж неожиданна.

Удивительная вереница образов, раскрывает жизнь первой трети XX века. Особенности состояния духовенства и упадка веры, как у простого народа, так и внутри Церкви. Интересно, больно, но как-то, по-особенному животворяще.

Фудель расставляет всё по своим местам.
Тут ты не найдёшь идеализации Царской России и демонизации советского времени.

Для того чтобы видеть в истории и хранить в себе как непорочную святыню истинную Церковь, неодолимую и от тех врагов её, которые внутри её исторических стен, нужна не только любовь к ней, но и всецелое покаяние в себе самом, в том числе и в этом самом грехе древнего фарисейства – неверии и нелюбви.


Вот оно, разрушение, обмирщение - началось с каждого отдельного человека, который оставил соблюдение заповедей, потерял любовь и больше не прикасается к Евангелию. И не в момент революции, и не за пару лет до неё, за долго до 1917 года.

Произвол "сверху", обрядоверие и удивительная потеря понимания того, что же самое главное в Христианстве. И слабые духом люди, видящие это и теряющие крупицы веры теряющие надежду.

А главное - любовь и жажда приблизиться к Богу.
И вот автор рассказывает о своих соприкосновениях с такой разной "верой" и такой разной "любовью" на свободе и в тюрьме.

Для меня книги С. Фуделя - это ветер надежды, хотя бы потому, что понимая причины нашего современного духовного оскудения, не оправдывая его только 70-ю годами агитационных работ безбожной власти и расстрелами, мы можем снова обратиться к себе. А что я? Каков я?
И попробовать пойти своим путём, держась любви и верности Богу и Церкви (как общности людей стремящихся к Богу)

“Врата адовы” борют Церковь не только извне, но внутри ее, через каждого из нас, через каждый грех и зло каждого человека, благодушно предполагающего, что он живет в ней.


и ещё

Всякое наше святое действие и святое воздыхание созидают святую Церковь. Всякое наше зло выкидывает нас с корабля Церкви, причем при этом мы часто увлекаем за собой и других.
Об этом и слова Тихона Задонского: “Все грешники вне Церкви святой находятся, хотя и в храм ходят, и молятся, и Таин причащаются”.