Больше рецензий

Elena-R

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 сентября 2020 г. 17:50

1K

3 Тяжёлые последствия лёгких касаний

После этой книги осталось ощущение, что автор, словно умелый игрок в напёрстки, при написании девизом выбрал "кручу-верчу, запутать хочу". Путает он действительно лихо, понимая, что читатель ни за что не догадается, где напёрсток/правда. Факты и события так и мелькают в ловких руках, то бишь на страницах книги, заставляя удивляться фантазии автора и тому, какую сложную смесь он соорудил. Здесь всё похоже на мираж: неожиданно, странно, зыбко, временами жутковато, при ближайшем рассмотрении готово рассыпаться без следа.
Книга состоит из трёх частей, внешне ничем между собой не связанных. В первой компания молодых людей идёт в горы с проводником из местных, оказавшимся весьма интересным собеседником, в прошлом экстрасенсом с дипломом врача. И с друзьями происходит что-то совсем невероятное, но как бы на самом деле.

Во второй части нам предлагают разбор книги некоего писателя-конспиролога с показательной фамилией Голгофский. Его книга так и называется – "Искусство лёгких касаний" – и представляет собой расследование странной гибели соседа по даче, а далее – всё более удивительные открытия, за которыми Голгофский с лёгкостью путешествует по миру. И в этом его романе чего только нет: химеры и горгульи, шумеры, египетские мумии, спецслужбы, противостояние сверхдержав, собрания масонов…

Третья часть, самая короткая, открывающаяся, как матрёшка: рассказ одного из зеков в "столыпинском" вагоне о том, как он ехал в другом вагоне и что из этого вышло, а может, и не вышло…Здесь довольно много ботают по фене, устанавливают воровскую иерархию, попутно решаются вопросы мироустройства, чему читатель уже перестал удивляться.

Кто знает, каков был авторский замысел объединения всех частей под одной обложкой, но у меня на этот счёт 2 варианта. Либо писатель думал: "кто не понял, тот дурак", либо решил, что и так сойдёт. Можно, конечно, прийти к выводу, что связывает все эти части общая идея: нами управляет кто-то/что-то, о чём мы даже не догадываемся. Мы – это простые смертные, обычные люди, не постигшие неких высших тайн, доступных лишь избранным. Тем, кто познал высшую истину, настолько древнюю, что тянется она из исчезнувших цивилизаций, а далее – из масонских лож. Тем, кто и сегодня, приобщившись к неким "легким касаниям", способен управлять миром, влияя на ход истории и жизнь целых государств, о чем не догадываются даже первые лица тех самых государств. Почти как в одном из любимых, даже программных стихотворений символистов В.Соловьева:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Всё это жонглирование фактами истории, некими философскими и эзотерическими постулатами, именами Сведеборга, Даниила Андреева и многих других мыслителей разных эпох могло бы вызвать "вау!", если бы не вопрос, который мешал восторгаться. Он практически один: "Как такое возможно?" Скептический мозг нашёптывает: "Никак", но может быть, что чьи-то извилины подадут и другой сигнал: "Кто его знает, а вдруг?!" В самом деле, все ли события, которым мы становимся свидетелями, можно объяснить логически? Безусловно, всегда есть причинно-следственные связи, но всё же…

В книге есть весьма интересные моменты, над которыми хочется поразмышлять. Например, над объяснением таких феноменов сознания, как "гул времени", "новые веяния", "общественное мнение". Оказывается, есть некие

"незримые и бестелесные в обыденном смысле сущности, которые проявляют себя именно через то, что ветер времени начинает гудеть по-новому и наполняет открытые ему души незнакомым прежде смыслом".

Управлять ими и даже создавать новые могут некие "могучие архитекторы миропорядка", которые и являются на самом деле правителями человечества. Всё очень зыбко в этой книге: только что было интересно, как вдруг тебя сносит в полный скепсис и ты ждёшь, что ж там дальше автор намудрит.

Есть здесь и аллюзии на русскую классику, явно названные или слегка завуалированные, что создает ощущение традиционности и незыблемости чего-то из описанного автором, словно через время протягивается какая-то связующая нить.

Встречаются и такие постулаты:

"В России главное, что надо уметь – это сделать морду кирпичом и молчать".

Хм… Актуально?

"Вот Борька с Мишей этого не понимали до конца, потому и попали".

Тут читатель должен содрогнуться, поняв, о ком и с каким пренебрежением идёт речь.

Наткнувшись почти в финале на известное "Боже, как грустна наша Россия", с грустью думаешь: "Доколе?"

Тяжёлые последствия лёгких касаний