Больше рецензий

Rese Andrey (Andrey_Rese)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 сентября 2020 г. 12:39

291

4 Американская мечта

Книга находится на условной полке «Православная библиотека». Именно поэтому чтобы спокойно отнестись к ее содержанию, нужно учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, книга написана по-английски (очевидно не для русской аудитории), во-вторых автор – американка (гордящаяся своим гражданством), в-третьих автор преподаватель и успешный администратор частной школы в Нью-Йорке (описывает свою жизнь как пример американской карьеры), ну и в-четвертых, автор женщина (женская проза мне лично противопоказана). И только после всех этих ограничений можно оценивать достоинства книги, автор которой супруга и в этом качестве ближайшая свидетельница жизни протопресвитера Александра Шмемана.
Мое знакомство с отцом Александром началось с Дневников . Его искренность, печаль, тревога, неудовлетворенность произвели на меня сильнейшее впечатление. Парадоксальным образом, только после прочтения Дневников я узнал об о. Александре и его трудах. И также парадоксальным образом эти труды не произвели на меня никакого впечатления. Исторический путь православия довольно хороша в качестве учебника.

Книга Ульяны Шмеман, заинтересовала меня как еще один взгляд на личность о. Александра. Но, неожиданным образом, книга заставила еще раз подумать о судьбе русской аристократии в изгнании. В очередной раз ловлю себя на мысли, что эта самая аристократия за редким исключением ничего не поняла в причинах своего краха и краха страны. В своих мечтах в изгнании они мечтали о триумфальном возвращении на Родину. Очевидно, что до эмиграции они не очень тревожились о тотальной безграмотности подавляющего большинства населения, о несправедливом распределении результатов труда, о недоступности для большинства "простых людей" современной медицины. В этой книге (как и в других на эту тему) я не нашел никакой рефлексии дореволюционной аристократии о своей вине и желании все исправить в случае возвращения. Наоборот, они искренне считали себя заслуживающими исключительного отношения. В воспоминаниях Ульяны Шмеман она описывает как родители о. Александра

…постоянно искали работу и ради хлеба насущного то убирали квартиры, то нанимались на заправочные станции

Судя по всему, она искренне не понимает, что это вполне обычно для большинства людей.
И еще.

Сережа покинул дом, чтобы служить своей стране во Вьетнаме, (…) Александр одобрял решение сына отправиться во Вьетнам. Он считал, что страна, которая встретила нас с таким гостеприимством и подарила нам полную свободу,— это наша страна, и теперь она находится в состоянии войны, и наш долг и обязанность – служить ей. И если это значит, что воевать пойдет наш единственный сын, то так тому и быть. Александр был настоящим патриотом и гражданином. Мы оба высоко ценили американское гражданство.

Вот это вот я никогда не могу понять! Могу понять необходимость воевать, то есть убивать других людей при самообороне, защите слабых, борьбе против всех форм насилия. Но, христианин, более того священник, одобряющий решение сына убивать людей в другой части света по совершенно непонятному поводу… Хочется надеяться, что это небольшое преувеличение автора книги и на самом деле о. Александр был менее категоричен в оценках войны.