Больше рецензий
20 сентября 2020 г. 21:47
251
5 Мир Уилларда
РецензияВ третий раз перечитываю этот гениальный роман и каждый раз кайфую от него.
«Уиллард...» - многослойный текст, притворяющимся простым и незамысловатыми. Однако это ошибочное впечатление, которое развеивается при внимательном чтении и перечитывании (как в моем случае).
На поверхностном уровне мы видим пародию на эротический роман с уклоном в сторону БДСМ и пародию на гангстерский боевик.
Но под этой оболочкой скрывается совсем другая история.
С первых же строк перед нами связанная девушка с кляпом во рту. Насилия тут нет, это добровольно. Из-за венерического заболевания Боб и Констанс начинают осваивать новые сексуальные практики, причём не очень удачно.
Сразу нам дают понять, в романном мире нарушены коммуникации между людьми, и это станет лейтмотивом текста в дальнейшем.
Лейтмотив этот также просвечивается в сохранившихся фрагментах античной поэзии, которые Боб читает Констанс и которые представляют собой фактически просто обрывки коротких фраз или отдельных слов, т.е. в принципе это и не поэзия вовсе, а просто бессмысленный набор слов.
Констанс уже не хочет этих экспериментов. Она хочет сказать, но не может. Кляп во рту мешает - коммуникация нарушена.
Но когда кляп вынимают, то от этого общение не восстанавливается. В этой паре каждый в своей скорлупе, они не слышат друг друга. Квинтэссенцией выступает сравнение Боба и Констанс с двумя домами-привидениями, глядящими друг на друга через пустырь. Это уже не людм, а призраки, абстракции (Бротиган так и пишет, что Боб абстрактен)
Контрапунктом паре Боб и Констанс выступают их соседи из квартиры - Джон и Патрисия. На первый взгляд, у этой пары все благополучно, но при внимательном прочтении видно, что это пустые люди. Они смотрят в кинотеатре одни и те же фильмы, а по вечерам засыпают под ток-шоу с несмешными шутками. Джон и Патрисия - находятся под отупляющей властью современной поп-культуры.
Третья линия сюжета - это линия братьев Логанов, а если шире, то всей семьи Логанов. Карикатурные персонажи, словно из фильмов Тарантино или братьев Коэнов.
В этой семье также нарушены связи между членами, и не случайно отец семейства, работающий автомехаником, не умеет общаться с людьми и сожалеет, что они не являются трансмиссиями, с которыми ему проще.
Итак, мир Уилларда - это мир одиноких людей, потерявших всякие навыки общения с другими людьми.
Я неслучайно употребил выражение «Мир Уилларда». В тексте просвечивается ещё один уровень текста - религиозно-мистический.
Птица по имени Уиллард, изготовленный из папье-маше постоянно упоминается в тексте в религиозной символике или с соответствующими эпитетами. Уиллард выступает как бы божеством этого мира - мира пустых, картонных, как сам Уиллард, людей.