Больше рецензий

nastena0310

Эксперт

Записки Графомана

19 сентября 2020 г. 18:37

669

4.5 Машина времени, заключенная в печатных страницах.

Как и историческая биография, путеводитель по прошлому позволит нам взглянуть на его обитателей по-другому: не как на серию графиков урожайности злаковых культур или подушного дохода, а как на настоящих, живых людей из другого времени. Вы сможете понять, почему люди поступали так или иначе или даже почему они верили в то, что нам кажется невероятным. Вы поймете это, потому что будете знать, что они — тоже люди и их действия во многих случаях вполне естественны.


Я всегда любила историю во всех ее проявлениях, начиная от школьных уроков и заканчивая сериалами в исторических декорациях, а потому при взгляде на эту книгу мне сразу же захотелось ее прочесть, но мои сразу же захотелось и прочла вещи порой очень отдаленные друг от друга по времени, что уж тут поделать. В итоге даже до художественного романа этого автора я добралась раньше, но настал и ее час. И книга полностью оправдала мои ожидания, написано хорошо, легко, увлекательно и при этом со множеством сносок на источники, что не дает усомниться в рассказываемом на ее страницах. При этом книга не перегружена информацией, датами или именами, что зачастую делает нон-фикшн по истории трудночитаемым и, положа руку на сердце, признаюсь, откровенно усыпляющим.

Не могу сказать, что вся информация стала для меня открытием, Англией я интересуюсь очень давно и ее историю я знаю довольно неплохо для обывателя, чьи образование и работа никак не связаны с изучением исторических данных. Поэтому многие аспекты жизни тех времен не шокируют, хотя могли бы, это положение детей и женщин, уровень медицины, средняя продолжительность жизни и условия труда. Но есть и те вещи, которыми я как-то особо никогда не интересовалась, и тут для было много нового, особенно это касается бытовых мелочей, таких как измерение времени и веса, фасоны одежды и то с чем именно были связаны модные тенденции тех лет, еда и напитки, состояние дорог и карт местности.

В общем, это было познавательно и увлекательно, хотя, глядя сейчас на выписанные мной из книги цитаты, понимаю, что все же мои интересы лежат больше все в тех же сферах, что и раньше, и тут нового было мало, скорее еще одно подтверждение старой информации, что для меня, правда, абсолютно не стало разочарованием. Книга читалась с большим интересом и без малейших признаков скуки, и я могу смело рекомендовать ее всем тем, кто хочет больше узнать об Англии 14 века.

P.S.: Решила не перегружать рецензию цитатами, но, если кому интересно, приглашаю заглянуть под спойлер))

спойлер
О возрасте женщин:
В семнадцать лет женщина в расцвете сил, зрелой становится в двадцать пять, а старой — примерно в тридцать пять. По словам одного из персонажей Чосера, тридцатилетняя женщина — просто «высохшее зимнее сено». Мальчиков обручают с девочками еще в младенчестве, а в брак девочкам разрешают вступать уже с двенадцати лет, хотя сожительство обычно начинается только в четырнадцать. Подростковая беременность только приветствуется — еще одно значительное отличие от современной Англии. Большинство благородных девушек к шестнадцати годам уже замужем, а к двадцати пяти рожают пять-шесть детей, двое или трое из которых умирают. В этом возрасте многие из них уже вдовы — их мужья погибли на войне с Францией или Шотландией. Конечно, если они сами сумели не умереть при очередных родах.
О положении крепостных:
Но это еще не самое худшее. Помещик имеет право вмешиваться в брачные дела крепостных. Если крепостной разрешит своей дочери (подразумевается, что она тоже несвободна) выйти замуж за жителя другого поместья, то он обязан заплатить лорду штраф, компенсирующий потерю новых поколений крепостных. Если вдова через несколько месяцев после смерти первого мужа не вышла замуж снова и землю помещика из-за этого некому возделывать, то ей прикажут выбрать себе трудоспособного мужа до следующего заседания суда — то есть в течение нескольких недель. Если она так и не выйдет замуж, то бейлиф или мажордом выберут ей мужа сами. Если они откажутся вступать в брак, их оштрафуют; если и после этого откажутся, то обоих посадят в тюрьму и продержат там, пока они не согласятся. Брак по сговору родителей по сравнению с этим покажется благословением небес. Думаю, я не преувеличу, сказав, что некоторые аспекты жизни крепостных покажутся вам отвратительными.
О положении женщин:
В отличие от мужчин, женщин обычно характеризует не род занятий, а семейное положение. Поэтому в Средние века их делят на четыре категории: девы, жены, монахини и вдовы. Положение девы или жены зависит от мужчины, который ее обеспечивает. У девушек это отец или отчим. После замужества — муж. Выйдя замуж, женщина оказывается в полной власти мужа. Она не может отказать ему в сексе, взять деньги в долг без его согласия, избавиться от какого-либо имущества — ей даже нельзя составлять завещание. Монахини находятся примерно в такой же зависимости от монастыря — их считают невестами Христа. Только вдовы и старые девы более-менее независимы, и то вдов обычно оценивают по общественному положению последнего мужа. Это самый главный и неотъемлемый аспект жизни женщин. С рождения до вдовства они живут под чьим-либо (обычно мужским) контролем, по крайней мере номинальным.
О законах и преступлениях сексуального характера:
Результаты этого непонимания женской сексуальности вкупе с библейскими, юридическими и интеллектуальными предрассудками против женщин временами бывают ужасны. Согласно учению Галена, чтобы зачать ребенка, женщина должна испытать оргазм. Это всё очень хорошо — для женщин, чьи мужья готовы приложить максимум усилий для зачатия. Но вот для женщин, которые постоянно контактируют с множеством молодых мужчин, путешествующих по стране, это очень опасно. Подразумевается, что, если мужчина хочет овладеть женщиной и насилует ее так жестоко, что она не испытывает вообще никакого физического удовольствия, она от этого не забеременеет. Есть даже специальный закон, по которому изнасилование считается преступлением, причем достаточно тяжким, чтобы рассматриваться только в королевском суде, а не в местных, но этот закон очень редко применяется. Если женщина не забеременела, а никаких других доказательств сексуальной связи с обвиняемым нет, то насильника вряд ли привлекут к ответственности: суду нужно нечто большее, чем показания насильника и жертвы. С другой стороны, если женщина забеременела, то, согласно учению Галена, она испытала физическое удовольствие и, соответственно, с точки зрения закона изнасилования не было.
О дискриминации мужчин:
Еще следует помнить, что дискриминация женщин существует только в юридическом плане, а не в личном. Если женщина достаточно сильна духом, то может легко постоять за себя перед мужем — об этом вам с удовольствием расскажет чосеровская Батская Ткачиха. Мужу законом разрешается бить жену, но если он бьет ее слишком часто, она может подать на него в церковный суд за жестокость, и его там утихомирят. Но вот муж, избитый женой, в суд подать не может, потому что ни один суд не посочувствует мужчине, который настолько слаб, что не способен справиться с собственной женой. Точно так же мужу, который хочет подать в суд на жену за неверность, приходится признаться, что он рогоносец, и это неизбежно вызовет насмешки. Если муж и жена вместе вступили на преступный путь — многие семьи действительно так поступают — и совершили преступление, которое карается смертной казнью, то вешают только мужа. Жене достаточно сказать в суде, что она лишь исполняла его приказы. Благодаря подобным нюансам неравенство, которое на пергаменте выглядит жутким, в реальной жизни (по крайней мере, для большинства) довольно терпимо. По выражению Батской Ткачихи, «любая жена способна убедить мужа, что черное — это белое, да еще и служанку позвать в свидетельницы».
О вере в небылицы:
Неумение отличить факты от вымыслов в рассказах о далеких странах вполне понятно, но это говорит о более глубокой проблеме — неумении отличать факты от вымыслов вообще. Иногда кажется, что в Средние века люди гордятся количеством знаний, а не их качеством или правильностью. Хорошо образованные и умные люди отлично понимают всю ущербность такого подхода. Некоторые читали труды Иоанна Солсберийского, где он пишет, что раз три церкви заявляют об обладании головой Иоанна Крестителя, то по крайней мере две из них неправы. Чосер тоже называет многие мощи святых «свиными костями». Тем не менее большинство людей такие вопросы совершенно не беспокоят. Церкви находятся на огромных расстояниях друг от друга, так что им не приходится задумываться над вопросом «почему у Иоанна Крестителя три головы» и, соответственно, над вытекающим из этого вопросом «почему церковь говорит неправду». Почти всё объясняется принципом божественного провидения. Всё именно такое, как есть, потому что Бог решил, что так должно быть, — даже если это значит, что у Иоанна Крестителя три головы.
О языке:
Если вы заговорите по-английски с местными жителями, не удивляйтесь, если их язык покажется вам грубоватым. Географические названия XIV века описывают местность без прикрас (вышеупомянутый Шитбрук или, например, Pissing Alley— «Зассанный переулок»), так что повседневная речь тоже весьма прямолинейна и похабна. В «Кентерберийских рассказах» Чосер описывает, как один пылкий любовник погнался за замужней женщиной, которую вожделел, и «caught her by the cunt» (в русских переводах, естественно, половые органы заменяли более «пристойными» частями тела). В другом месте Чосер вкладывает в уста Трактирщика фразу, буквально значащую «Твои рифмы не стоят и куска дерьма!» В повседневной речи все говорят прямолинейно, без обиняков. Так что если кто-то весело хлопнет вас по плечу и воскликнет «Будь благословенны твои бриджи и яйца твои!», не пугайтесь. Это комплимент.
Об экологии и болезнях:
Я не могу этого не сказать: главная причина, по которой средневековой Англии лучше всего избегать, — не жестокость, не плохой юмор, не ужасные дороги, не классовое неравенство, не подход к религии и ереси и не невероятный сексизм, а болезни.
Практически во всех отношениях жизнь в XIV веке куда менее здоровая по сравнению с нашей. Да, автомобильные выхлопы ваши легкие не загрязнят, равно как и табачный дым, — но во многих домах постоянно горит открытый огонь, а почти круглогодичное вдыхание дыма из печи вызывает практически такие же болезни легких. Да, фармацевтические компании не сливают (пусть даже случайно) в реки ядохимикаты, убивающие рыбу, но и без них источников загрязнения водоемов вполне хватает — от переполненных выгребных ям до убитых животных. Дети не страдают от аллергии на пыль в коврах или на чистящие средства, но этому трудно радоваться, когда почти половина из них просто не доживает до взрослого возраста. Проще говоря, если вы всё же заболеете или получите серьезную травму, то в средневековой Англии ваши страдания будут куда сильнее, чем в современном мире.
О деторождении:
Исключение составляет разве что деторождение. Дети, которые рождаются ногами вперед, с пуповиной, обмотанной вокруг шеи, или слишком большие, чтобы выйти естественным путем, есть во все времена. Меняется лишь уровень медицинской помощи. В Англии XIV века нет хирургических щипцов. Вакуум-экстракторов тоже нет. На кесарево сечение идут только в самом крайнем случае, потому что оно всегда смертельно для матери. Впрочем, деторождение и само по себе, без кесарева сечения, нередко заканчивается смертельным исходом: два процента всех родов приводят к смерти матери. Эта пропорция — один к пятидесяти — не кажется слишком большой, но большинство замужних женщин рожают больше одного ребенка, а некоторые особенно верные жены — даже больше десяти. Так что каждая беременность похожа на русскую рулетку, в которую играют с 50-зарядным револьвером. Родить дюжину детей — всё равно что выстрелить из этого револьвера двенадцать раз. Двадцать два процента женщин не переживают такого количества беременностей. Иногда они умирают даже не от самих родов, а от последующей кровопотери. Что же касается детей — они выживают при рождении намного реже. Точная цифра неизвестна, но более десяти процентов рождаются мертвыми. Из тех же детей, кому удается дожить до крещения, каждый шестой умирает еще до года.
О рыцарских турнирах:
Если нужно будет выбрать всего одно зрелище, которое обязательно нужно посмотреть в XIV веке, то это, несомненно, рыцарский турнир. Где еще, в какую историческую эпоху вы увидите самых богатых, влиятельных и высокопоставленных членов общества, которые рискуют увечьями и смертью ради вашего развлечения? Где еще вы увидите, как эти самые богатые и влиятельные люди сами платят за разрешение ломать и потрошить друг друга на публике? Невозможно представить публичные сражения римских императоров и сенаторов. Или мореходов времен Елизаветы. Или придворных короля Якова. А уж наши современные политики, бизнесмены и аристократы… вообще забудьте. Есть что-то чисто средневековое в стремлении сильных мира сего рисковать здоровьем и жизнью лишь для того, чтобы доказать, что они достойны своего положения, продемонстрировав храбрость, силу и умение.
О Чосере, выступающем в защиту женщин:

Чосер даже доходит до того, что вкладывает в ее уста признание, что она в день похорон четвертого мужа соблазнила двадцатилетнего парня. Он показывает вам ее характер, при этом не осуждая ее. И это всё для того, чтобы потом она высказывала такие идеи, которые не пришли бы в голову ни одному мужчине:

…И было в ней развратниц, женщин злых
Не менее, чем в Библии святых
И праведниц. Ведь книжный червь не может
Нас, женщин, оценить, хоть всё нас гложет.
«А кем, скажите, нарисован лев?»
Да если бы мы, женщины, свой гнев,
Свое презренье к мужу собирали
И книгу про мужчину написали, –
Мужчин бы мы сумели обвинить
В таких грехах, которых не сравнить
С грехами нашими ни в коей мере.

Не в бровь, а в глаз. Вопрос «А кем, скажите, нарисован лев?» — аллюзия на одну из басен Эзопа, в которой лев, увидев изображение охотника, убивающего льва, сказал, что картина была бы совершенно иной, если бы ее нарисовал лев. И это вполне в стиле Чосера — устами сварливой женщины заявить от своего имени, что женщинам создали отрицательный образ в литературе потому, что большинство писателей — мужчины. Ирония ситуации еще и в том, что это написано в Средние века, когда о равенстве полов и не помышляли.

О раннем взрослении детей:
Обычно говорят, что к двадцати годам средневековый мужчина достигает расцвета сил, к тридцати — зрелости, а к сорока — старости. Это означает, что мужчинам приходится рано взваливать на себя груз ответственности. В некоторых городах в судах присяжных могут заседать даже двенадцатилетние. Лидерам, которым нет еще и тридцати, доверяют и считают достойными всяческого уважения. Двадцатилетний Эдуард III объявляет войну Шотландии и лично ведет в бой армию, несмотря на двукратное превосходство врага. Это не поспешное решение: Эдуарда полностью поддерживают и аристократы, и рыцари, и всадники, и пехота. В современном же мире ему бы по возрасту даже нельзя было избираться в парламент. Когда кто-то говорит, что «детям сейчас приходится очень быстро расти», ему стоит поразмыслить и оглянуться на прошлое. Средневековые мальчики должны с семи лет работать, с того же возраста их могут повесить за воровство. В четырнадцать лет им разрешается жениться, а в пятнадцать они становятся военнообязанными. Аристократы могут занимать государственную должность или командовать армией, еще не достигнув двадцати лет. В битве при Креси (1346) командование авангардом — передним батальоном армии — поручили принцу Эдуарду, которому было всего шестнадцать лет. Невозможно представить, чтобы современному шестнадцатилетнему юнцу доверили командование батальоном в бою.
свернуть

картинка nastena0310

Прочитано в рамках игры:
"Нон-фикшн 2020"

Юльчик JewelJul , спасибо за компанию))

Комментарии


Мортимер умеет увлечь читателя и он очень хорошо проводит анализ, в итоге мы можем прочесть о многих деталях в небольшом объёме


Согласна с тобой, информации много и разной, но при этом нет ощущения галопом по европам.


Интересно учение Галена в связи с изнасилованиями)


Не то слово!)


Интересно, можно ли его как-то ещё где-нибудь применить...


Да хз, если честно.


Я пока на середине, что-то медленно идет(


Может, не в настроение..(
Юльчик, я завтра, наверное, уже за Корнева возьмусь, а то у меня дальше большие планы на Бардуго, а прежде чем лезть в новый цикл хочу хоть один старый подбить, ок?


Да, конечно, не жди. Я попозже прочитаю.


Ок))


Я Англией не особо, больше Францией, но и для меня было почти всё известно. Но книга хороша тем, что она как хрестоматия, прочитать и вспомнить, закрепить.) И написана хорошо, увлекает.


О да, Франция тоже, но они вообще сильно связаны исторически)) Нельзя, мне кажется, знать хорошо историю Франции , не касаясь Англии, и наоборот)
Полностью с тобой согласна))


Да, там не очень большие различия. В основном связаны с религией. И менталитетом.)


Ага))


Цитаты с удовольствием прочитала)
Книгу читала пару лет назад, но самой выписывать лень было. Ты это сделала за меня) хотя парочка и у меня есть, даже тех же самых отчасти.


Захотелось сохранить, рада, что не мне одной было это интересно, пусть и перечитать))
А ты вторую его про Елизаветинскую Англию читала? И кстати, что там у тебя с планами на Книгу Балтиморов? а то давно тебя не видела(


Точно не одной) все эти цитаты и мне в свое время понравились)
Не, читала только эту.

кстати, что там у тебя с планами на Книгу Балтиморов?

А ты ее купила? Ты говорила, что сможем запланировать, если ты ее купишь в бумаге)
Даа, меня чет обуяла вселенская лень в плане написания рецензий. Читать читаю/слушаю потихоньку, а писать не хочется. Даже с учетом, что это принесло долги в играх, по которым уже давно все прочитано.


Это здорово)))
Я в следующем году хочу продолжить)

Ага, прикупила по акциям конца лета) Так что можем спланировать)) Жаль, без рецек редко общаться получается( Но настрой дело такое...


Ну, я ничего не обещаю, но, быть может, присоединюсь))

Давай спланируем на октябрь или ноябрь, как тебе удобнее. Ч не обещаю написать рецензию, но в твою приду точно)
Да уж(


Было бы отлично))

Давай на конец октября-начало ноября, норм? Главное, обсудить придешь)) хотя рецки твои я люблю *жалкая попытка промотивировать*))))


Договорились))
Мурр*
Не, правильно мотивирует, не хочется забыть все прочитанное и не оставить записей о впечатлениях)


Супер))
Вот да, тут с тобой полностью согласна)


Вот в више есть, а буду ли читать?


а тянет?)


Даже и не знаю)


Ну и пусть лежит тогда пока отлеживается)


Пусть)


Славно попутешествовала :) Утяну книгу в виш, к Англии и английской литературе питаю слабость, про историю тоже непрочь почитать, если вкусно подано :)


Ага, хорошая поездка вышла;)
Раз тема интересна, однозначно советую)


Угу, запомню :) кстати, что ещё у автора читала? Понравилось? Я тут думаю для разнообразия ещё что-то закинуть у него :)


Художку еще одну у него читала, Заложники времени, интересная вещица, мне зашла, хотя не должна была, я притчи не очень обычно, но тут сложилось)


Понятно, спасибо, пойду гляну, что за вещица такая :)


Глянь, вдруг приглянется;)


Угу :) Мортимер, судя по книгам, специалист в области путешествий по старой Англии, собственно и худож.роман его о том.


Именно, его тема))


Вот и мне понравилось) Уряяя)


Хороший автор, надо и до второй дома стоящей добираться)


может, даже вместе)


Я только за))


А что это за картинка? какой фильм?)


Понятия не имею, просто в гугле нашла по тематике подходящую)


аа, ясно)