Больше рецензий

18 сентября 2020 г. 19:38

229

3.5 Эффект предшествования

Автор А.В. Гейгер. Остросюжетный любовный роман «Не лги мне». Продолжение книги Подпишись на меня . Впервые опубликован в России в 2020 году издательством «Эксмо» с рейтингом 18+.
r35-green.png
Для того чтобы дать самое краткое описание этой книги будет достаточно двух слов «эффект предшествования». Это термин из психологии и суть его заключается в том, что ваш разум находит то, что ожидает найти, даже если этого нет на самом деле. Собственно говоря, вокруг этого явления и выстраивается сюжет, а также неотъемлемой частью второй книги являются агорафобия, триггеры и в целом человеческие фобии. Автор активно пользуется психологическими терминами на протяжении всей книги и теперь, когда в моей рецензии с ними покончено, можно переключиться на нормальный язык.

Читается книга невероятно легко благодаря ее простому, но немонотонному построению. Удобная разбивка текста на недлинный главы, каждая из которых имеет собственный ключевой заголовок; вставки фрагментов допроса, подкидывающие нам новый загадки; переписки персонажей из социальных сетей, которые разбавляют сплошное повествование; изображение цитаты, отражающей взгляды на жизнь главной героини. Автор обеспечивает уверенное движение по сюжету с плавным подведением к основным разгадкам, и даже вводящие в ступор допросы не портят удовольствие от чтения, ведь ты знаешь, что дальше последует разъяснение.

В книге Гейгер затрагивает достаточно острые темы современного общества. Эпоха интернета и смартфонов, активное использование социальных сетей, потеря персональных данных и частной переписки. В общем кибербезопасность сводится на нет (вплоть до микроволновых печей). К этому примешаны интриги, высокая цена славы, фанатичность, доверие, одержимость другим человеком, предательство, триггеры. И всё это в антураже музыкальной индустрии, ведь он – нереально популярный певец, а она его самая преданная фанатка.

История любви Тессы и Эрика рассказывает нам о том, что можно влюбиться в душу человека, не зная его внешности, прошлого или каких-то фактов из настоящего. О том, как можно быть одиноким в толпе, о поглощающем тебя страхе обоснованном или нет, о сложности безоговорочного доверия, сжирающей изнутри ревности. Внимания заслуживают отношения дочери и матери (к сожалению, недостаточно раскрытые), то колоссальное влияние, которое способны оказывать на нас самые близкие люди и порой не самое положительное.

Несмотря на то, что вся книга опирается на социальные сети и переписки, она даёт понять ценность общения глаза в глаза, так сказать тет-а-тет. Меня часто бесило то, что герои стремятся написать друг другу сообщение, почему нельзя просто позвонить? Как будто эта функция вообще отсутствует в их телефоне, да и знают ли они номера друг друга? Можно просто услышать хотя бы голос, чтоб убедиться с кем ты действительно разговариваешь.

Как бы абсурдно это не выглядело, но Тесса наступает на те же самые грабли, что и впервой книге. Хоть её поведение и кажется необдуманным, вызывает раздражение, её можно оправдать тем состоянием, в котором она находилась. Да, вы поймёте, о чем я говорю, когда будете читать книгу. Тесса очень сильная чувствительная девушка, загнанная в рамки своего диагноза.

Думая о диагнозе, я постоянно задавалась вопросом, а верен ли он, а действительно ли он имеет место быть, и эти сомнения рождены не из воздуха. Не спойлером станет упоминание того, как ведет себя ее психотерапевт (первая книга). Если одного её странного поведения мало, то как объяснить то, что она обращается к адвокату, который специализируется на врачебных ошибках. Да и вообще изначальный диагноз (агорафобия) превратился в простое тревожное расстройство. Что это, продуманный автором ход или простое упущение? Мне хочется думать, что всё так и задумано. Пусть даже это и подводит к мысли о том, как беззащитны мы в этом обществе, как легко управлять другим человеком. Стоит лишь внушить кому-то, что он болен или что его преследует фанатка с синдромом поклонения знаменитости, как это было с Эриком. Всё, дальше можно лишь за ниточки страха дергать. Хотя мы и сами себе можем послужить отличным кукловодом, вам когда-нибудь приходилось убедить себя в том, что вы беременны?

Ещё один момент, который меня напрягает в книге, это безнаказанность. Я, конечно, понимаю, что книга о любви и уделять внимание каким-то там реальным мерам наказания за деяния отрицательных героев может быть излишним, но тем не менее. В первой книге Блэр избежал наказания за покушения на убийство, издевательство, преследование и много другое. Во второй книге он вновь остается как будто не при делах (хотя играет значимую роль в новом сюжете), по-прежнему испытывая нездоровую зависимость от своего объекта желания. Тесса не выдвигает обвинение против него, видите ли решила идти вперед, учиться контролировать свои фобии. Конечно, еще несколько галлюцинаций, месяц-год преследования, парочка смертельных угроз и всё, фобию как рукой снимет. Сарказм так и льется через край. Так вот этой безнаказанности автору оказалось мало.

Маленький спойлер
Главный «злодей» второй книги, с более серьезными преступлениями, тоже оказался не пойманным, что вызывает нереальную тревогу даже у меня, хотя я просто читатель.
свернуть

В силу того, что в истории около десяти действующих героев, у автора не слишком хорошо получается сохранять интригу до самого раскрытия той или иной загадки. Не то чтобы с первых строк вы понимаете всё, нет, просто приходит понимание за мгновение до вскрытия карт. Лично мне это не портит чтение, может даже наоборот добавляет азарта. Книга захватывает, держит в напряжении и предвкушении. Как говорится на одном дыхании от начала и до конца.
Мне очень нравится то, к какому выводу пришли Тесса и Эрик в завершении всей этой трагедии:

«Больше никаких секретов. Никаких полуправд. И больше не нужно прятаться за напечатанными словами и текстовыми сообщениями. Реальное общение. Лицом к лицу, с глазу на глаз.»

В противовес хорошему заключению будет то, что отчасти Эрик и Тесса поменялись местами в своих страхах. Одна практически избавилась, другой приобрел сполна. Этакий намек на третью книгу, что, на мой взгляд, будет излишним.

Главной нераскрытой тайной для меня является Дориан Кромвель, что с ним случилось на самом деле? Почему история этого персонажа была откровенна слита автором? Она заслуживала внимания, расшифровки хотя бы минимальной. А так получается, что удочку закинули, а вытянули «ничего». Вдвойне обидно, от того что эту загадку без разгадки включили в аннотацию. Вариант «додумайте сами» здесь не подходит.

Очередным упущением сюжета является отсутствие достойного раскрытия взаимоотношений Тессы со своей матерью. Мы уже знаем о том, какое разрушительное воздействие она имеет на психику своей дочери, но эта ниточка была упущена и не распутана автором. Мать Тессы во второй книге выступает в роли предмета интерьера, не более того. Даже в воспоминаниях Тессы, в её мыслях о матери и то больше значения, чем в реальном присутствии миссис Харт возле своей дочери.

Подводя итоги, стоит отметить, что вторая книга не уступает первой. Впечатления остры и противоречивы. Однозначно увлекательно, будоражит чувства, с неплохой детективной историей, завернутой в роман. Есть свои неточности, если разбирать историю по кирпичикам и придираться, но разве возможно такое, чтобы всё было идеально? ;)

Немного непонятен для меня возрастной рейтинг книги, в ней нет ничего откровенно запретного. Хорошее увлекательное чтение, подойдет как для подростка, так и для взрослого человека. Перечитывать? Вряд ли. Хотя я уверена в том, что на этой книге моё знакомство с А.В. Гейгер не закончится.