Больше рецензий

Fox_Of_Probability

Эксперт

вероятностный лисёнок

18 сентября 2020 г. 16:18

599

4.5

Я совершенно искренне наслаждалась тем, как авторы посмеялись над современной корпоративной культурой. ДОДО – изначально небольшой отдел Пентагона, завязанный на путешествия в прошлое, но чем масштабнее он разворачивается, тем сильнее походит на типичную государственную структуру. Поймите иронию: контора, занимающаяся магией, обюрокрачивается похлеще какого-нибудь нашего регионального департамента жилищного надзора.

Сначала в ДОДО появляется власть. Организационные вопросы начинают доминировать над основным процессом. Настоящие крутые специалисты переходят на руководящие должности благодаря своему опыту и вынуждены меньше заниматься теми занятиями, в которых они круты и ради которых они вообще этим занимаются. В то же время на руководящие должности приходят и люди, вообще не понимающие происходящее.

Организация обрастает всякими официальными бумажками, политиками и соглашениями. Авторы не только вводят их, но и обстёбывает. Так «Политика использования сокращений и единого жаргона», которая стандартизирует введённые обозначения, чтобы никто не мог поупражняться в остроумии с очередной аббревиатурой, сокращается в ПИСЕЖ. А «Политика противодействия дискриминации» запрещает называть ведьму ведьмой, чтобы не обидеть её чувств. Согласно ПИСЕЖ ведьму следует называть МУОН, что самим ведьмам кажется похожим на коровье мычание и оскорбительным. Как часто бывает в крупных корпорациях, правила обязательны для всех, кроме верхушки иерархии, поэтому высокое начальство продолжает называть ведьму ведьмой…

Аббревиатуры здесь – это отдельный вид искусства, серьёзно. Переводчики проделали потрясающую работу, сохраняя юмористический подтекст сокращений. Вы уже видели ПИСЕЖ (POOJAC), а ещё тут есть ЗАДРОТЦ (DORC), ИДИОТ (DOOSH) и другие. Здесь даже есть мета-сокращение: аббревиатура, в которой одна из букв отсылает на другую аббревиатуру – это ли не квинтэссенция канцелярита?

Количество бюрократических проволочек множится и плодится. Например, после каждого путешествия нужно написать отчёт для руководства. Как любой отчёт, он должен быть написан сухим канцелярским языком, констатирующим факты без эмоциональной окраски. Как вообще можно описать путешествие в прошлое тысячелетие без эмоциональной окраски? В результате всё рушится из-за самодурства и самонадеянности начальства.

Книга – не твёрдая НФ, хотя поначалу она пытается притворяться. Нам представляют идею, по которой магия и наука развивались более-менее параллельно, пока существовали в неопределённом состоянии, как кот Шрёдингера. Но когда фотография зафиксировала физическое явление (солнечное затмение), свидетелем которого был весь мир, произошёл коллапс квантовой функции и неопределённое состояние наука/магия зафиксировалось в науке. Если построить механизм, полностью изолированный от внешнего мира и тем самым снова создающий неопределённость, в нём снова можно будет творить магию. Как это работает – чёрт знает. Как с любой теорией, построенной на квантовой физике, это всё максимально непонятно, но звучит очень убедительно.

К сожалению, дальше сюжет склоняется к магии и эффекту бабочки, поэтому с научно-фантастичностью становится туго. Построив камеру (ОДЕК), в которой можно творить колдовство, герои направляют все усилия на путешествия во времени. Кстати, интересный момент: изначальная мотивация (соперничество с другими державами в потенциально опасной сфере) очень быстро сходит на нет. Если поначалу герои увлечены идеей менять настоящее, потихоньку подтачивая прошлое, и подгоняются тем фактом, что заграницей аналогичные технологии тоже разрабатывают и потенциально вскоре потребуется противодействовать их вмешательству в прошлое, под конец все об этом забывают. Внезапно оказывается, что ОДЕК есть только у штатов, на другие страны всем плевать, никакого шпионажа и гонки вооружений. И зачем надо было поднимать эту тему тогда?

Сложно сказать, насколько магия является НФ-элементом, но к чести авторов они приводят очень понятные примеры. Возможно, это связано с тем, что герои постоянно вынуждены объяснять действие своей магической науки абсолютным профанам в этом деле (ещё один камень в корпоративную культуру). С другой стороны, с некоторыми «научными» объектами авторы справились послабее. Например, нам внятно так и не объяснили, что такое магия, как она работает, с чем именно в физике она конфликтует и почему вообще конфликтует с наукой, если наукой можно её осмыслить и объяснить. Местами авторы отделываются общими фразами, когда дают объяснять принцип действия человеку, не полностью понимающему происходящее. Хорошая попытка, но если начать задумываться, становится понятно, что авторы просто не смогли полностью продумать эту НФ-сторону.

я не могу объяснить, ПОЧЕМУ это работает, потому что в физике я полный ноль, но вот упрощенное объяснение, КАК это работает

Я в большом восторге от формата книги: дневниковые записи, письма, рабочие записки, выдержки из рабочей и личной почты, протоколы совещаний, отчёты из путешествий в прошлое. Мы «вживую» увидели бюрократические проблемы, с которыми сталкивались герои, и посмотрели на ДОДО изнутри. Стиль постоянно менялся, а благодаря относительно небольшому размеру кусочки текста не утомляли.

Пара моментов, которые меня расстроили. Жаль, что авторы не смогли удержаться от политической остросоциалочки.

Небольшой спойлер

Небольшой спойлер. Основная цель первого задания – «отобрать Крым у России и вернуть в полную и неоспоримую собственность Украины без единого выстрела и без военных действий в обычном понимании», сдвинув в прошлом некоторые границы на несколько десятков километров, чтобы полуостров нельзя было назвать исторически российской территорией.

Книга издана в 2017 году, спустя примерно 3 года после присоединения Крыма. Тема достаточно громкая, в том числе в мире. Сюжетно она ни на что не влияет: номинально является целью, но упоминается совершенно мимоходом. Есть подозрение, что добавлена была исключительно ради привлечения внимания актуалочкой. Жаль.

свернуть

Второй момент – внезапное морализаторство в конце. Всю дорогу книга была несерьёзной, поэтому меня вынесло, когда на последней странице (почти буквально: на 732 из 737) внезапно один из героев начал толкать речь о том, что историю нельзя считать плохой или хорошей, плохие или хорошие только люди, а наша история – это часть нас, которая сделала нас такими, какие мы есть. Своё прошлое нужно принимать таким, какое оно есть: делать из него выводы, перенимать какую-то мудрость, исправлять ошибки. Но пытаться изменить собственное прошлое – просто глупо, чем бы это ни оправдывалось. Честно, у меня это вызвало недоумение своей неуместностью и топорностью. Серьёзно, если вы хотите передать читателю какую-то мысль, как можно писать её настолько прямо на последних страницах? Читатель сам сделает выводы из книги, какие посчитает нужными.

Вывод: я кайфанула. Пару раз я ржала в голосину смеялась до слёз, а для книги это очень-очень неплохо. Сюжет здесь достаточно непредсказуемый, чтобы держать в интересе до последнего. Даже финальный клиффхэнгер не расстраивает: какое-никакое логическое завершение есть. Я бы с удовольствием прочитала/посмотрела сериал-продолжение о том, как герои аккуратно корректируют прошлое, чтобы повлиять на настоящее. Что-то вроде «Вне времени», только чуть менее топорно.

Прочитано в рамках игр:
– Долгая прогулка 2020 (сентябрь, основное задание)
– Школьная вселенная. Пятнадцатый учебный год. Сентябрь – Декабрь 2020