Больше рецензий

17 сентября 2020 г. 21:03

1K

5

"Кто был глупее? " - вопрос, завершающий очередную заметку в блокноте (с надписью "Глупости" на титуле) выдающегося филолога и синолога Кина, главного героя романа. Кин только записывает встретившиеся ему случаи людской глупости, он не перечитывает записи в этом блокноте и не даёт ответа на вопрос " Кто был глупее?".
С этого маленького эпизода начинает Канетти свой гениальный роман. И не случайно. Вообще ничто в этом романе не случайно. Все продумано и связано автором в единую канву увлекательного и умного романа.
На первых же страницах автор даёт главному герою профессору Кину спасительный шанс встречи в чуждом ему мире людей с родственной душой - с соседским мальчиком, страстно увлечённым книгами и желающим выучить иероглифы. Но Кин, боясь нарушить свой устоявшийся порядок жизни ученого-отшельника, отвергает этот шанс. Он прогоняет от себя мальчонку , но попадает в лапы безумного чудовища по имени Тереза , нанятой в дом прислуги. Однако случай с Терезой Кин не занес в блокнот с глупостями. Он слишком поздно осознал собственную главную глупость , которую совершил в своей жизни , женившись на воплощённом безумии - Терезе, существе с лексиконом из 50 слов и свербящим интересом к деньгам. Это живущее рядом с Кином безумие оказалось заразным. Оно погубило Кина.
Но перед трагическим финалом Кину был дан ещё один шанс на спасение в лице его брата Георга, практикующего психиатра. Но и этот шанс был отвергнут упорным в своем отшельничестве ученого Кином.

На вопрос " Кто был глупее?" каждый прочитавший роман найдет собственный ответ. Ответ не лежит на поверхности, над ним придется подумать.

В романе Канетти разворачивает перед читателем ярчайший калейдоскоп типажей, написанных с гениальной точностью. Особенно интересны их внутренние монологи , в которых их натуры видны во всех подробностях , как под микроскопом. Типажи эти из разных слоев общества, культурных, национальных и имущественных. Все , что происходит с ними, подводит читателя к согласию с мыслью , что человек испытывает глубочайшее недоверие к человеку, живущему вне его собственного круга, что они считают друг друга существами непонятными и неполноценными . Мысль не моя, а Музиля, но Канетти своим романом мое согласие с Музилем укрепил.
Увлекательный и умный роман, один из лучших из 20-го столетия!