Больше рецензий

mamamalutki

Эксперт

по веселеньким пересказам

16 сентября 2020 г. 21:22

796

3.5

Довлатовский "Заповедник" и "Чемодан", прочитанные мной ранее - это скорее воспоминания о советской юности, окружении, взрослении. А "Иностранка" и "Филиал" - это явно проза эмигрантская, причем довольно зрелая. То есть здесь нет метаний, исканий свежепереехавшего эмигранта, здесь полное принятие своей жизни в Америке - не всегда осмысленной и счастливой, но единственно возможной. Главная героиня первой повести - Маруся, эмигрировавшая скорее случайно, девушка, жизнь которой и в Союзе была весьма благополучной. При этом в Америке она никак не может стать своей, хотя живёт в русско-еврейском районе ( наверное, именно поэтому и не может, кстати. Надо было ей держаться подальше от своих). Маруся - воплощение девушки, которая никак не может нащупать нужный тон в разговоре, выбрать подходящую случаю одежду, даже мужчину в этом постсоветском гетто она находит испаноязычного. В-общем, Маруся очень неудобная и сама от этого страдает.
А "Филиал", пожалуй, ещё более гротескный и символичный. Здесь все мыслимые и немыслимые постсоветские типажи собираются для того, чтобы выбрать предводителя эмиграции. Собственно, филиалом утраченной России они и называют островок Америки, на котором оказались. Попутно Довлатов вспоминает бурный роман с девушкой Тасей, весьма своенравной и непредсказуемой особой. "Филиал" интересен именно типажами, каждый из которых в отрыве от родины выглядит абсолютно ненужным и беспомощным. Удивительная была эпоха. Очень полезно подумать об этом "потерянном поколении", которое при общем экономическом благополучии и в самой свободной ( без сарказма) стране чувствовало себя в абсолютном тупике.
Ну и несмотря на все мои философские выводы, не забывайте, что это всё-таки Довлатов, и хихикать при чтении придется намного чаще, чем грустить.