Больше рецензий

14 сентября 2020 г. 09:14

3K

5 Заблудившаяся в двух мирах

картинка Ludmila888

В этом рождественском рассказе описаны события, произошедшие с молодой и богатой владелицей завода в течение одних суток. Произведение состоит из четырёх эпизодов Рождества: накануне, утро, обед и вечер большого праздника. Но здесь нет типичного для рождественских историй счастливого финала. Всё как раз наоборот: из радостного ожидания в Рождество героиня плавно переходит к слезам и разочарованию. В «Бабьем царстве», как и в других рождественских рассказах Чехова, писателем кардинально переосмыслен мотив рождественского чуда, так как Антон Павлович не видит в религии единственно возможного для всех пути выхода из кризиса.

Анна Акимовна Глаголева, получившая в наследство «миллионное дело» - огромное промышленное предприятие, ощущает себя не на своём месте и угнетена свалившимися на неё обязанностями. Она тяготится капиталом и совсем не стремится его приумножать. В рассказе изображены тяжёлые условия жизни и труда рабочих завода, среди которых и провела своё детство героиня. Имея чуткую и беспокойную душу, она считает своё новое положение странным и готова освободиться от груза богатства и власти. Владелице завода порой снова хочется привычной простоты, грубости, тесноты, а также стирать, гладить, бегать в лавку и кабак. «Ей бы рабочей быть, а не хозяйкой!».

Но судьба перебросила её из знакомой рабочей обстановки в громадные комнаты, где она ничего не может понять. Молодая хозяйка мечется между двумя этажами своего большого дома: нижний этаж - «бабья половина», а верхний - чистые и благородные хоромы. Внизу принимают простых людей, наверху - интеллигентных и образованных. Анне Акимовне нравится бывать внизу, где остались её светлые детские воспоминания, но там она уже чужая.

Мечтая о браке, богатая наследница обращает внимание на работника завода Пименова, в комнате которого случайно увидела свой портрет. Ей кажется, что он очарован ею как женщиной. И в мыслях девушка даже представляет этого рабочего своим мужем. Но вскоре героиня осознаёт, что посетители верхнего этажа ей всё-таки ближе. От одного из них Анна Акимовна получает совет: «Ни в чём себе не отказывайте. Вы должны быть так же смелы, как ваши желания. Не отставайте от них». Но 25-летняя миллионерша почему-то решила, «что ей уже поздно мечтать о счастье, что всё уже для неё погибло...».

Судьба героини попадает в зависимость от враждебных ей обстоятельств, с которыми она в силу особенностей психологического типа её личности не может ничего поделать. При этом она ощущает себя своей среди чужих и чужой среди своих. Перед просителями Анна Акимовна всегда чувствует какую-то вину. Большая же часть знакомых из её высокого окружения льстят ей и втайне презирают за низкое происхождение, а руководство завода обманывает его владелицу. Изменение социального положения становится препятствием и для женского счастья. Душевная тоска накрывает Анну Акимовну в Рождество. И попытка найти спасение в благотворительности ей тоже не удаётся. Так и остаётся всё у неё по-прежнему: одиночество, страдания, тоска по несбыточному и смех сквозь слёзы: «Дуры мы! Ах, какие мы дуры!».


картинка Ludmila888

Книга перечитана в рамках «Чеховских дуэлей» с boservas (рецензия).

Комментарии


Ни в чём себе не отказывайте. Вы должны быть так же смелы, как ваши желания. Не отставайте от них.

Как красиво звучит эта цитата, вырванная из контекста, можно смело вставлять её в любой селф-хэлповский "учебник правильной жизни". А ведь из уст того, кто её произносил, она звучала как апофеоз пошлости с грязным подтекстом.
Великий мастер слова - Чехов - и здесь демонстрирует нам двойственность - силу и ничтожество одних и тех же слов....


Да, Чехов виртуозно вкладывает мудрые мысли в уста различных своих персонажей. И при изменении точки зрения на цитаты переливаются они самыми разными гранями.


Кстати, любитель Мопассана Лысевич, изрёкший эти крылатые слова, сам по себе очень даже интереснейший персонаж, не лишённый и своеобразной двойственности. Он из тех людей, в ком прекрасно сочетаются эстетическая чуткость и этическая глухота.


Да, всегда путался - где этика, а где эстетика :)))


Н-да... во времена были: в 25 лет, и всё уже как бы кончилось.
Чехов, как и Москва, слезам не верит)
А какая грустная модель мира в рассказе, почти с цветаевской метафизикой лестницы т восхождением то выше, то нисхождением... и везде то душа оказывается чужой.

Спасибо за рецензию, Людмила)


Спасибо, Саша!

Да, в рассказе важна пространственная символика верха и низа. А всякие лестницы-чудесницы Чехов очень даже любил. Например, в «Моей жизни», говоря о «лестнице, которая называется прогрессом, цивилизацией, культурой», он утверждал, что «ради одной этой чудесной лестницы стоит жить». А в «Огнях» писал: «Если мы нашли способ взбираться на верхнюю ступень без помощи нижних, то уж вся длинная лестница, то есть вся жизнь с ее красками, звуками и мыслями, теряет для нас всякий смысл…». Вот и героине «Бабьего царства» богатство и власть сами на голову свалились без всяких усилий с её стороны. А она к ним не была готова.

Н-да... во времена были: в 25 лет, и всё уже как бы кончилось.

Более того, эта 25-летняя девушка была не только богата, но ещё и здорова, и красива! Живи – не хочу! Ан нет! Сплошные слёзы! Все проблемы-то – внутри!


Ах, кто из нас не рыдал в Рождество от несбывшихся надежд?


Спасибо, Людмила!
Да, чудес не бывает. Даже на Рождество.
А ты бы что сделала с 1500 на месте АА ? :)


Ну, во всяком случае, отдавать 1500 безнравственному почитателю прекрасного Лысевичу, на мой взгляд, не стоило. Анна Акимовна знала ведь, что этот жулик и бездельник и без того обкрадывает её. И сама же ему ещё денег дала, хотя и не планировала так поступать. Он, видите ли, намекнул-попросил, а она не смогла отказать. Да мало ли чего он там попросит?! Лучше бы, например, для детей заводских рабочих сотворила чудо, накупив им рождественских подарков. Пусть бы хоть они верили в чудеса!

Спасибо, Женя!


Надо было купить коров и молоком напоить этих детей


Широкая душа не ищет как потратить деньги с умом, а ищет, как сделать широкий жест


Совет из ПРостоквашино!)


Вот и князь Мышкин бездарно своими деньгами распоряжался... где уж ему быть богатым.


А я бы накупил на них книг


Похвально!


Женя, в другом обсуждении ты написал:

Людмила, даже не сомневайся, что Лысевич навязывался в любовники АА.

Я здесь уже говорила, что Лысевич сразу показался мне очень интересным типом. Какой же он эстет-безобразник, всё опошляющий и извращающий! Любовью-то там и не пахнет. Но отмеченный тобой факт, кстати, делает его образ ещё более ярким и привлекающим внимание, хоть и усиливает негативный окрас. Лысевич обманывает и обкрадывает АА, а взамен развлекает и ублажает её витиеватыми и вдохновенными речами. Но теперь получается, что он хотел от своей работодательницы-миллионерши не только денег, но ещё и сексуальных услуг в придачу… Вот молодец какой! Просто супергерой! )


Он адвокат и нижестоящий, так что он должен предоставлять услуги, а не получать :) Но факта это не меняет. Конечно хотел. Она молода и красива. Но главное - у неё нет наследника. В первую очередь он жаждет обогатиться за счёт сексуальных (или литературоведческих, или юридических, или хоть каких-нибудь услуг). А уже во вторую очередь он бы и от женщины не отказался. Все мужики одинаковы! :) Если у меня хватит сил написать рецензию на "Огни" (а я уже три дня мучаюсь), то я об этом вскользь упомяну.


Так ни кто ей зонтика и не подарил. А полтары тыщи по тем деньгам это было сильно много денег. Корова стоила 6 рублей, можно было купить 250 коров.


А сколько чудесных зонтиков-то можно было накупить, даже представить трудно! И себе, и другим подарить. И все тогда стали бы счастливыми под зонтиками! Вот и случилось бы рождественское чудо! )))


Коров можно доить, а столько зонтиков зачем? Подарить один любимой женщине. А 250 женщин уже разврат


Столько зонтиков затем, чтобы подарить их, не раскрывая заранее, разным людям: и женщинам, и мужчинам, и детям, и старикам. Ведь зонтик обретает чудодейственную силу лишь при его раскрытии. И под самим зонтиком пахнет только счастьем, но не развратом. И пусть все одаренные зонтиками будут счастливы, но каждый в каких-то своих отношениях, единственных и неповторимых.

Кстати, прозорливо упомянутое Вами слово "разврат" неоднократно повторяется и в этом рассказе. Чехов вложил его в уста нравственно глуховатого ценителя красоты Лысевича, пытающегося сбить Анну Акимовну с истинного пути. Этот пошловатый и циничный герой уверял молодую женщину, что «разврат есть соус жизни». Он утверждал, что женщина должна быть немножко развратной: «Вам необходимо, вы обязаны быть развратной!». А вот его конкретный совет миллионерше: «На первых порах я на вашем месте завёл бы себе семерых мужчин, по числу дней в неделе, и одного назвал бы Понедельником, другого – Вторником, третьего – Средой и т.д., чтобы каждый знал свой день». Но Анна Акимовна, которую «этот разговор волновал», достойно ответила, что она не понимает любви без семьи.

Так что разврата не надо, мы скажем ему твёрдое НЕТ! А вот чудесный зонтик с запахом счастья не помешал бы никому! )


ОГО! Это все мне?
Как с вами под зонтиком постоял.
Я умных женщин не люблю. Но в вас чтото есть


На первых порах я на вашем месте завёл бы себе семерых мужчин, по числу дней в неделе,

Уж один из семи-то должен быть он сам?

ОГО! Это все мне?

Людмила щедра для всех.


А две женщины - это что?)


Эх, и счастлив же тот, чьи желания совпадают с возможностями!


Думаю, конец героини был бы "трагичен". так всегда бывает, когда человек оказывается не на своем месте, не в свое время.
Как же это всё мне напоминает ситуацию в стране, где масштаб личностей принимающих решения не соответствует масштабу задач, перед этой страной стоящих!