Больше рецензий

Simka1988

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 сентября 2020 г. 09:14

670

4.5 Красавица Икуку

В детстве мимо меня почему-то пронеслись и "Гардемарины" и "Мушкетеры". Вот не нравились хоть тресни. Слуховая апофения усугубила дело. "Странный народ эти французы! Что за дебильное имя такое?! Икуку. Тем более для красавицы",- думала я.
С первоисточником Дюма, о позор, знакомлюсь лишь сейчас.
В "Мушкетерах" Юнгвальд-Хилькевича бравые Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян показаны как рыцари без страха и упрека, а у Дюма они люди как люди. В перерывах между военными кампаниями пьют и гуляют, живут за счет любовниц, проигрываются в кости и карты в пух и прах и дерутся с гвардейцами (совсем не плохими парнями, кстати). Д'Артаньян оказывается сам та еще каналья. Этот прохиндей всем втирается в доверие, влезает без мыла во все бочки, секреты и интриги.

...Д'Артаньян, строя план будущих интриг и решив сделать Атоса, Портоса и Арамиса орудиями собственного успеха, был совсем не прочь заранее собрать невидимые нити, с помощью которых он и рассчитывал управлять своими тремя приятелями.

Эвона как...Не совсем "один за всех и все за одного". Очевидно, людей наш герой сортирует по степени полезности себе любимому. Вы в курсе, что Дарт фактически изнасиловал Миледи, соблазнив на сдачу ее бестолковую служанку? Стоит ли удивляться, что разъяренная тётка так упорно пыталась его убить.
Портос глуп как пробка и не гнушается вымогать деньги у любовницы прокурорши Кокнар.
Арамис тоже не стесняется принимать матпомощь от графини де Буа-Траси, но хоть влюблен в отличие от Портоса. Поэтому регулярно слагает религиозные вирши и грозится уйти из мушкетеров в монастырь, когда почта от возлюбленной запаздывает.
Атос на фоне друзей выделяется своим благородством, превосходным образованием и великосветскими манерами, хоть и поглощает спиртное как черная дыра. 
Из женских образов наиболее красочный конечно же  Миледи. Забавно, что даже сам кардинал её опасался.

С другой стороны, преступления, могущество и адский гений миледи не раз ужасали его. Он испытывал какую-то затаенную радость при мысли, что навсегда избавился от этой опасной сообщницы.

Почитала на фикбуке и ЖЖ любопытные статьи в защиту этой дамы. Имхо авторы явно преображают образ Миледи в угоду современным реалиям, наделяют ее немыслимыми психо-травмами, фактически превращая в Ларису Огудалову. Дюма такое и не снилось. По мне Миледи - яркий беспощадный антагонист, не жертва обстоятельств, а сама себе рулевой. 
Констанция - классическая дама в беде, ее все время надо спасать. Королева тоже скучна и не слишком сообразительна. Фрейндлих изрядно оживила и украсила книжный образ, взбалмошная мансипама Анна получилась у нее крайне забавной.
В экранизациях нет комедийных моментов (и очень жаль!) с экипировкой Портоса; Атосом, забаррикадировавшимся в погребе трактира. Первый получил в дар от любовницы старую клячу д'Артаньяна, знаменитой желтой масти, которую тот незамедлительно признал. Второй меньше чем за две недели выпил 150 бутылок вина и изрядно уменьшил мясные припасы незадачливого трактирщика.  Это было так смешно, что я ржала в голос до слез, уткнувшись ночью в подушку. А как друзья ходили на званые обеды (мало того, прихватив троих товарищей, да еще и всех слуг) или славный прием у прокуроши Кокнар - просто разрыв кишок. Ну вы поняли, Дюма стоит читать хотя бы ради офигенного юмора.
Единственное, вторая часть уступает "Подвескам" в динамике. Особенно занудны главы про заточение Миледи.
Но не буду вредничать, роман отличный. Подумать только, он уже 176 лет волнует читателей и зрителей и пережил более сотни экранизаций. Вив ля Франс)