Больше рецензий

12 сентября 2020 г. 15:59

342

3 Ван Хелсинг и его ТАРДИС

Начиная эту книгу, ожидала каких-то леденящих кровь ужасов, но наткнулась на вполне выдержанное повествование о человеке, изучающем чудовищ. На страницах книги жестокие и кровопролитные сцены диковинным образом соседствуют с витиеватой, размеренной историей жизни маленького сироты, попавшего под опеку человека с весьма специфичной профессией - он занимается ничем иным, как охотой на монстров. Сюжет первой книги занятно комбинирует расследование дела об отвратительных чудовищах (в книге присутствуют достаточно неприятные сцены) с рассуждениями о смысле жизни, предназначении, связи прошлого и будущего, отцов и детей. Всё это переплетается между собой и так незаметно перетекает из одного в другое, что впечатление книга оставляет самое неоднозначное - я так и не поняла, бояться мне, морщить нос в отвращении, сопереживать героям или увлечённо следить за ходом расследования.

Типаж главного героя истории (не рассказчик, но герой историй рассказчика) попадает в классическую нишу "безумных учёных". Одинокий и замкнутый, эксцентричный и гениальный - Виктор Франкенштейн, Шерлок Холмс, Доктор Кто - или же, в нашем случае, Доктор Пеллинор Уортроп. Он легко вписывается в этот шаблон, порой даже кажется гротескной пародией на него. Тем не менее, некоторая шаблонность персонажа не мешает проникнуться к нему приязнью - рассказчик не поклоняется своему опекуну, но неоднократно показывает его простым человеком с обычными человеческими желаниями и слабостями (например, Доктор очень любит вишнёвые ватрушки - ну не прелесть ли?).

Сам рассказчик предстаёт перед нами в лице двенадцатилетнего мальчика, который после трагической гибели своих родителей (по совместимости - бывших помощников Уортропа) находит в лице Доктора строгого наставника (в то время, как Доктор видит молодого Уилла Генри своим незаменимым ассистентом). Разумеется, ритм жизни Уортропа совсем не годится для молодого растущего организма, а потому приличное место в повествовании уделяется жалобам героя на недосып, недоедание, недостаток внимания и общения. Невольно начинаешь сочувствовать мальчику (особенно в моменты, когда тот просыпается от резких окликов, а ты читаешь эту сцену, уютно устроившись под одеялком) и потихоньку понимаешь, что быть ассистентом увлечённого гения - это не только безумные приключения, но и изнуряющий труд!

Роль монстров, описываемых в этой книге, как это нередко случается, отводится не только существам мифическим (о которых говорить не сильно хочется - они ужасны и отвратительны, за сим всё), но и людям. Автор, скрываясь под маской рассказчика, в очередной раз ставит читателя перед вопросом: какие злодеяния ужаснее - те, что совершены по отношению к человеку ужасным чудовищем (считающим человека лишь добычей), или же те, что совершены и совершаются по отношению к людям такими же людьми, мыслящими, чувствующими, осознающими тяжесть своих поступков. Однозначного ответа на этот вопрос автор не даёт - читатель сам волен выбирать сторону.

Общий вердикт таков - если книга призвана была напугать читателя, ей это не удалось. Размеренный ход сюжета, разбавленный пространными рассуждениями героев, не позволяет как следует испугаться монстров (обоих лагерей), а даёт лишь проникнуться состраданием к их жертвам. Возможно, экранизация могла бы оказаться более зрелищной и зловещей, однако на текущий момент книга воспринимается скорее как приключенческий роман про истребителя монстров, нежели как триллер. Посмотрим, что покажут последующие книги серии.

Рецензия была написана после повторного прочтения книги в рамках игры "Назад в прошлое"