Больше рецензий

12 сентября 2020 г. 15:15

2K

4 Уравнение с четырьмя неизвестными

Подкупает в "Шуме и ярости" прежде всего то, что прошло уже почти 100 лет с момента его написания, а он до сих пор живее всех живых в плане подачи и формы. (Все еще в форме, в свои-то 91!) Что это - шарада, пазл или просто кара небесная на читательскую голову? Роман бросает вызов, заставляя тебя, подобно 33-летнему идиоту Бенджи, чувствовать себя если и не умственно неполноценным, то малым ребенком, будто впервые взявшимся за чтение книги. Вертишь ее так и эдак, и все равно мало понятно, где тут начало, а где конец.

"Шум и ярость" - прекрасная надгробная надпись на памятнике аристократии американского юга, и красóты ее по достоинству можно оценить, только впитав ту атмосферу с молоком матери, наверно. Мне же на память сразу пришло наше, родное - "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина, и едва я наложила одно семейство на другое, читать сразу стало легче. Ну чем Джейсон-младший не Иудушка Головлев?

Никаких вводных Фолкнер не делает, не распространяется о семейных связях, а характеристику персонажам дает весьма скупо, и только словами третьих лиц. Получать информацию маленькими урывками, вспышками - вот все, что остается читателю-соглядатаю. Повествование (какое странное старомодное слово для фолкнеровской феерии) ведется от лица трех братьев Компсонов, и в основном касается их отношений к / с Кэдди, являющейся их единственной сестрой. Сама Кэдди слово не получает, оставаясь неким символом, несбывшимся обещанием счастья и процветания для каждого из них. Она покидает Джефферсон, оставляя другим лишь обрывки мучительных воспоминаний. Сбегает через 17 лет и ее дочь. Побег будет единственным средством освобождения и в "Свет в августе" .

Основной мотив книги - бессилие и несвобода, невозможность вырваться за пределы ограниченного мирка, будь то физическая ограда двора для Бенджи, устаревшие представления о чести для Квентина, или сам городок Джефферсон с его безысходностью и отсутствием перспектив для Джейсона-младшего.

Снова Фолкнер обращается и к религии, помещая основное действие романа в несколько дней, предшествующих Пасхе, а завершается роман в пасхальное воскресение, что не может быть случайностью. Как и 33-летие Бенджи.

В рецензии на фолкнеровский "Свет в августе" я сравнивала чтение романа с ударом кирпичом по голове. В этот раз было больше похоже на высасывание мозга через трубочку. Интересный опыт "общения" у нас с Фолкнером получается, буду продолжать.

Комментарии


Интересные у вас отношения с Фолкнером, судя по концовке рецензии)
Есть у него один роман, самый мрачный в его творчестве.
И, быть может, лучший. Интересно, каким предметом из ' репертуара' инквизици он окажется для вас)
И да, улыбнуло как вы про моложавость романа написали.
Говорят, он повлиял на чудесный роман Саши Соколова - Школа для дураков, которым восхищался Набоков в конце жизни.
Но сам Соколов говорит что не читал тогда Фолкнера.

Спасибо за рецензию)

ps. цитата возле ника у вас хорошая. С Шелли кровно связанная.


Интересные у вас отношения с Фолкнером, судя по концовке рецензии)

Да, есть у него такой побочный эффект на мою голову :)

Есть у него один роман, самый мрачный в его творчестве.
И, быть может, лучший. Интересно, каким предметом из ' репертуара' инквизици он окажется для вас)

Это какой? Мне уже его надо )

Спасибо за рецензию)

Это вам спасибо за внимание и подробные комментарии. Нет, правда, я уже давно 'слежу' за вашими комментариями в рецензиях друзей и все думала, вот бы и мои записки сумасшедшего кто-то так прочитывал )

цитата возле ника у вас хорошая.

Стараюсь от сердца писать ) Спасибо, что заметили. Хотя я Шелли не читала (пока), эта фраза пришла ко мне не из его книги


Это какой? Мне уже его надо )

Когда я умирала.
Роман маленький, но... наверно самый сильный в американской литературе 20 века.
Фолкнер писал его в чудовищных условиях работая по ночам на станции и чуть не сошёл с ума.
Актёр Джеймс Франко снял по нему не так давно фильм и сам там снялся. А Фолкнера, как вы понимаете, снять практически невозможно.

Нет, правда, я уже давно 'слежу' за вашими комментариями в рецензиях друзей и все думала, вот бы и мои записки сумасшедшего кто-то так прочитывал )

И в чём проблема?)
Не возражаете, если я добавлю вас в друзья?)
Рецензии у вас и правда интересные. Странная и чудная смесь лёгкости, в смысле дыхания ритма и глубины.

Стараюсь от сердца писать ) Спасибо, что заметили. Хотя я Шелли не читала (пока), эта фраза пришла ко мне не из его книги

Так это чувствуется, что от сердца пишете)
Нет, эта фраза не из книги Перси Шелли.
Всё несколько трагичней.
Его друг написал её... на его могиле: сердце сердец.
Если хотите, прогуглите. Запоминается. Не хочу сюда скидывать и грустить вас)
Забавно... сердце сердец, а серлца то Шелли в могиле и нет: когда Шелли сжигали на берегу моря ( Байрон устроил это), когда он утонул, то его друг бросился к погребальному костру и, опалив руку, выхватил его сердце.
Потом его передали Мэри и она хранила его до конца жизни и порой носила на своей груди: сердце к сердцу.


Нет, эта фраза не из книги Перси Шелли.
Всё несколько трагичней.
Его друг написал её... на его могиле: сердце сердец.

Ну то есть да, я это и имела ввиду, я знаю эту историю, но почему-то написала ерунду какую-то :)

лёгкости, в смысле дыхания ритма

Я всегда думала что мои рецензии наоборот тяжеловесны из-за слишком большой любви к длинным предложениям ))

Не возражаете, если я добавлю вас в друзья?)

Ну как я могу возражать? ) Тогда ждите взаимности )


Я всегда думала что мои рецензии наоборот тяжеловесны из-за слишком большой любви к длинным предложениям ))

По сравнению с Фолкнером или Прустом, у которых предложение может растянуться на пару страниц, у вас - просто влюблённость)
Хорошего вам вечера)