Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 сентября 2020 г. 18:40

6K

5 Беспристрастный портрет героя

Надеюсь, мои друзья, обращающие внимание на мои рецензии, заметили, что минувшая неделя прошла у меня под знаком одного из самых этапных романов XIX века в нашей русской литературе - "Героя нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова. Я попытался подробнейшим образом разобрать все пять повестей, составляющих роман. Иногда их - повести - называют еще главами, значит, получается, что я писал по рецензии на каждую главу романа. Что можно тут еще сказать, если все аспекты, показавшиеся мне достойными внимания, я уже осветил и разобрал, всё, что я мог сказать о романе, я уже сказал.

Если кто-то не читал моих рецензий, о которых я только что рассказал, но заинтересовался, привожу ссылки на них:
Бэла
Максим Максимыч
Тамань
Княжна Мери
Фаталист

А в этой - обобщающей рецензии, я бы хотел остановиться на конкретном образе главного героя, собрав воедино всю, разбросанную по главам информацию о нем.

Полное имя "героя нашего, на самом деле - того, времени" - Григорий Александрович Печорин. В отечественной литературе у Печорина есть только один достойный соперник-тёзка - Григорий Мелехов из "Тихого Дона". А вот в реальной русской истории это имя любило авантюристов и фаворитов, целых четыре одиозных личности носили его: Отрепьев, Орлов, Потёмкин, Распутин - все были Гришками.

Указание на возраст Печорина тоже можно найти в романе, так Максим Максимыч, описывая своё с ним знакомство, говорит о нём: "молодой человек лет двадцати пяти". Последняя встреча перед отъездом Печорина в Персию состоялась через несколько лет, судя по всему, прошло не менее трёх, но и не более пяти лет, следовательно, в плане возраста он укладывается в интервал 25-30 лет.

Внешность Григория Александровича:

Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение.

Его походка была небрежна и ленива, ... он не размахивал руками, – верный признак некоторой скрытности характера.

В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке.

У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза, ... они не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.

По социальному статусу Печорин был дворянином, вполне обеспеченным, принадлежащим к довольно аристократической петербургской семье. На Кавказ прибыл в офицерском чине, будучи туда высланным. Причина высылки не уточняется, но, скорее всего, это - дуэль.

К представительницам противоположного пола Печорин относится с настороженностью, критикуя их логику и чувства:

Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу! Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами;

В то же время женщин с характером он избегает, потому что в общении с ними в полной мере проявляются его не самые лучшие черты: душевная скупость и отсутствие настоящей страсти. Кроме того, страх перед женщинами и перед женитьбой обусловлен предсказанием гадалки, сулившей ему "смерть от злой жены".

С дружбой у него тоже не всё комильфо, в чем он лично и признается:

...я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

Завершающим портрет штрихом будет отношение героя к смерти - он её не боится, а в судьбу , скорее всего, не верит, что наглядно доказывает эпизод, описанный в "Фаталисте".

Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!..


1100

Комментарии


Да, мы заметили рецензии на ГНВ. :)
Интересно, кстати, почему автор назвал героя Григорием. Это христианское имя, означающее "бодрствующий". То есть (как я понимаю) "ревностный христианин". По википедии, это имя носили 16 пап и 7 византийских патриархов...
Печорина никак нельзя назвать ревностным христианином. Во всяком случае, не по его поступкам. Некоторым образом он даже вообще отказался от веры (Веры). Да и фатализм с христианством не сочетается...


Мне кажется к христианству здесь нет никакой привязки. Возможно, Лермонтов даже не рассматривал каноническое значение имени. Просто ему хотелось, чтобы оно было созвучно слову "герой". Конечно, имя Георгий подошло бы больше, но у автора могли быть свои личные мотивы антипатии к этому имени, и тогда он остановился на Григории...


Интересная версия про созвучие с "герой". А почему антипатия к Георгию? Из-за отца?


Как вариант...


А интересно, герой ли он нашего времени? Ушел ли со сцены образ такого героя или он и герой нашего времени?


Судя по тому, что некоторые девушки до сих пор находят с нем идеал мужчины и "прощают ему всё", наверное, еще герой в некоторой степени :)


Рискну предположить, что некоторые девушки просто хотят показаться начитанными, причём в большей степени, чем их соперницы, которые ограничиваются "Тремя товарищами" и "Мастером и Маргаритой".


Судя по тому, что некоторые девушки до сих пор находят с нем идеал мужчины и "прощают ему всё", наверное, еще герой в некоторой степени :)

"Неужели зло так привлекательно?" - прекрасный вопрос из внутреннего монолога Печорина о себе самом. )

На мой сегодняшний обновлённый взгляд, Печорин – самый настоящий злокачественный нарцисс (грандиозный). Иначе говоря, этот персонаж страдает ярко выраженным нарциссическим расстройством личности. И, безусловно, он является так называемым "героем" и нашего времени. Ведь в наше время наблюдается всплеск патологического нарциссизма, что даже привело к учреждению Всемирного дня информирования о нарциссическом абьюзе, который теперь ежегодно отмечается 1 июня (как раз сегодня!). Это сделано именно для просвещения-спасения и таких всепрощающих девушек, которые порой совершенно не понимают, что оказались жертвами психологического насилия.

Сергей, перечитала я все твои 6 рецензий на этот роман Лермонтова. И убедилась-поразилась, насколько верно и глубоко ты понял Печорина. Браво! К сожалению, раньше (в 2020г) я ещё не могла должным образом это оценить, так как лично ко мне понимание сути нарциссизма пришло менее двух лет назад в результате специального изучения этого разрушительного явления.

Спасибо за отличные рецензии, Сергей!)