Больше рецензий

11 сентября 2020 г. 15:25

1K

5 Контекст жизни

Нью-Йорк. Конец девятнадцатого века. В то время известные нам психология и психиатрия находились ещё в колыбели, а специалистов в этой области называли алиенистами. Один из них и стал главным героем исторического детектива Калеба Карра.

Мне трудно судить, насколько близок автор к реальным событиям. Но на мой взгляд, всё выглядит очень достоверно. По крайней мере, Теодор Рузвельт, который в романе ведёт дело о жестоких серийных убийствах мальчиков-подростков, действительно был в то время комиссаром полиции.

Хотела написать: следствие зашло в тупик, но это неверно. На самом деле оно вообще никуда не шло и даже не собиралось, потому что подавляющему большинству тех, кто должен этим заниматься, глубоко наплевать на несчастных детей, занимающихся проституцией на улицах города. Отцы города и даже благотворительные организации, что называется, в упор не видят происходящего.

"…насколько же много таких людей в прессе, не говоря о политиках и простых обывателях, кто готовы сознательно уравнять между собой умышленное игнорирование зла с его отсутствием."


Как это всё знакомо… "В СССР проституции нет"… Вот и в Америке того времени её тоже не было, тем более — детской. Но Теодор Рузвельт действительно хочет разобраться в этом деле и остановить убийцу. Однако у него во многом связаны руки, ведь он ведёт нешуточную борьбу с коррупцией, и любой неверный шаг может его погубить.

Рузвельт находит нетривиальный выход: помогает своим друзьям — алиенисту Ласло Крайцлеру и журналисту Джону Муру — начать собственное неофициальное расследование. К ним в помощь отряжаются двое полицейских специалистов, которых, наверное, сейчас мы назвали бы криминалистами, и Сара Говард — первая женщина, сумевшая поступить на работу в полицейское управление Нью-Йорка вопреки предрассудкам и стремлению мужчин удержать свою монополию в этой области.

Такая вот своеобразная следственная группа, пользуясь неофициальной поддержкой Теодора Рузвельта, и будет пытаться вычислить преступника. А ведь в то время даже идентификация по отпечаткам пальцев была невиданным новаторством и не могла служить доказательством в суде!

Те методики, которые позже будут применяться для поиска серийных убийц и маньяков, в этом романе, можно сказать, рождаются на наших глазах, и лично мне было очень интересно за этим следить! Свидетелей нет, никто не хочет отвечать на вопросы и вообще иметь что бы ни было общее с этим делом, на руках имеются только сами жертвы, только то, что могут "рассказать" их искалеченные тела. Как, обладая только этими сведениями, понять, кто же убийца, как напасть на след? Род его занятий, обстоятельства жизни, его внешность и привычки — могут ли "поведать" об этом убитые?

Ласло Крайцлер, будучи новатором и непризнанным гением своего времени, уверял, что

"причины всех действий человека следовало искать в его предыдущем жизненном опыте; таким образом, не зная особенностей прошлого пациента, его поведение невозможно было правильно проанализировать и скорректировать."

Эту теорию он называл "контекстом", и она, такая понятная, даже очевидная, в наши дни, в то время была революционным прорывом.

Конечно же, человека формирует то, что с ним происходило, — особенно в детстве. Хотя теперь мы знаем, что также очень важна роль врождённых факторов. Как бы там ни было, теория Ласло Крайцлера получила реальное подтверждение: с помощью своей "группы поддержки", чьё участие невозможно переоценить, он сумел вычислить убийцу и предвидеть его дальнейшие действия.

Книга прекрасно передаёт атмосферу и дух того времени — насколько я могу об этом судить, конечно же. Герои яркие, живые, сюжет держал меня в напряжении до самого финала этого немаленького по объёму романа. Единственное, что мне не очень понравилось — немного раздражал Джон Мур, журналист, от имени которого и ведётся повествование. Он произвёл впечатление не самого умного и, одновременно, самого самоуверенного члена команды. Что, впрочем, тесно связано)) Самоуверенность и глупость часто идут рука об руку, но, возможно, я к нему не совсем справедлива, и он просто проигрывает на фоне своих друзей и соратников.

Стиль повествования неторопливый, затягивающий, да что там говорить — написано просто великолепно! Думаю, книга вполне заслуженно стала лауреатом различных призов и премий, а также была экранизирована.

"Прогноз погоды сделан для УЮТНОЙ КОФЕЙНИ".

Спасибо группе "Белая Сова", благодаря совместным чтениям в которой, я познакомилась с этой книгой и открыла для себя нового автора!