Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

10 сентября 2020 г. 00:25

2K

5 «…Если клавиши бесконечны, то в мире не может быть музыки».

Очень творческая книга. Вот прямо творческая-творческая. Человек, который решил посвятить жизнь сему бессмысленному занятию, наверняка поймет.

Казалось бы, сюжет «Легенды о пианисте» краток и прост аки сто пять копеек. Не назвавшийся мужчина читает монолог, в котором рассказывает о своей странной дружбе с пианистом по имени Новеченто (что тоже не совсем имя, а скорее поэтическое прозвище). Решивший рассказать эту историю человек – скромный трубач, что согласился поработать в атлантических рейсах, то есть на корабле. А что, прекрасная же жизнь (если вы не подвержены морской болезни): живете на всем готовом, койка есть, еще жалование получаете, забавляете высший класс, занимаетесь любимым делом! Сказка, а не жизнь. Но, конечно, наш трубач не рассчитывает оставшиеся годы провести на корабле. В отличие от Новеченто, который всю жизнь живет на этом корабле и (внимание!) ни разу не спускался на сушу. fqnzicql-r.jpg Новорожденного мальчика бросили на корабле какие-то нищие эмигранты, дабы в Америке не нужно было кормить лишний рот. Оставленного на пианино ребенка нашел простой матрос и дал ему несколько имен, самым звучным из которых оказалось Новеченто («Novecento» с итальянского языка – «Двадцатый век»). Мальчик самостоятельно выучился игре на фортепиано и постепенно стал талантливым музыкантом и композитором. У него был шанс, и не один, спуститься на большую землю, посмотреть мир, но он отказался от этого, выбрав судьбу вечного странника без официальных документов, без семьи и карьеры.

Проблема Новеченто – это проблема совмещения большого и малого, этакие микрокосм и макрокосм. Как человек творческий – можно сказать, гений, – Новеченто постоянно погружен в собственный мир, в сравнении с которым внешний кажется ему второстепенным, маловажным. Все, что ему нужно для удовлетворения, он находит в самом себе. Творчество может вдохновляться внешним, но все равно идет оно изнутри. Поэтому так важна погруженность в собственное воображение.

Новеченто не хочет уйти с корабля не потому, что его страшит большой мир. Ему изначально не нужен этот мир. Он просто хочет что-то сочинять и играть на пианино. Прочие человеческие желания (любовь, семья, деньги, свой дом) оказываются слабее, сталкиваясь с желаниями творческими. И по-настоящему он может расти творчески лишь в ограниченном пространстве, в привычной маленькой обстановке, без потребности вылезать из «зоны комфорта» и отправляться на поиски работы и денег, без необходимости решать бытовые задачи (вечная проблема!) и жертвовать своим творчеством во благо жены и детей, нанимателей, слушателей, критиков и поклонников. Это, впитавшее в себя иные желания, творчество может быть прекрасно, его-то стоит отпустить в большое плаванье… эм, в человеческое общество, но самого Новеченто лучше оставить в покое.

Не случайно же Новеченто чувствует, что большой мир, с его миллионами жизней, бесчисленными путями и сбившимися судьбами, может угрожать его личности. Внешнее неизбежно пытается поглотить внутреннее, суета обычного подавляет развитие, шум мешает сосредоточиться, вечная беготня, погоня за успехом и деньгами – они часто заставляют отказываться от того, что нам действительно важно. Стоит ли отказываться от самого главного желания, чтобы исполнить множество мелких? Новеченто не хочет участвовать в этом «празднике жизни». Чем искать себя вне искусства, лучше остаться на корабле и что-то новое на пианино сочинить. Зато без обмана себя. mzohk2dq-r.jpg Потом он вспомнит, что много раз мог все исправить, мог стать счастливым по человеческим правилам, мог добиться «нормального» благополучия. Но он не пожалеет. Он привык хранить верность главному чувству. В его случае даже смерть лучше, чем отказ от самого себя.

Прочитано в рамках Четырех сезонов и Собери их всех.