Больше рецензий

SerPMos

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 сентября 2020 г. 19:08

808

4 Путевые записки харизматичного скандалиста

Начну с главного - TopGear ни разу не смотрел а о Джереми Кларксоне до прочтения данной книги знал только то, что он был ведущим этого самого TopGear, откуда ушел некоторое время назад со скандалом. Поэтому отношусь к автору непредвзято. Автомобили же играют в моей жизни сугубо утилитарную роль и повышенного внимания я к ним не испытываю. Чего не скажешь про путешествия, кои являются одним из самых любимых времяпрепровождений. Именно с точки зрения путешествий мой выбор и пал на данную книгу, а не из-за известности ее автора или автомобильной тематики.
Книга повествует о путешествии в середине девяностых годов Кларксона со съёмочной командой по разным странам для съёмок серии шоу Motorworld.
Написано довольно интересно. Автор не даёт заскучать - главы посвящены разным странам и закончив книжное путешествие, скажем, в Италии, сразу переносимся через океан на Карибы. Внутри глав тоже все хорошо - сцены из съёмочных будней приправлены курьезными байками, юмором и познавательными моментами. Упоминается очень много разных моделей автомобилей но большого дискомфорта это не доставляет - при желании можно не обращать особого внимания либо, в случае наличия интернета под рукой, быстро искать изображения заинтересовавших моделей.
Минусом книги считаю время действия описываемых событий - середина девяностых уже двадцать пять лет как позади и такой срок делает книгу мало актуальной если рассматривать ее с позиции ценности для современного путешественника. Хотя было забавно прочитать о восхищении Кларксона последним писком хай-тек моды, навигатором:

на приборной панели стоит телевизор, который может показывать карту Токио.
Кстати, очень полезная вещь. Встроенный бортовой компьютер вычисляет ваше местонахождение и показывает его стрелочкой на карте. Если компьютеру сообщить пункт назначения, то он составит оптимальный маршрут – функция жизненно необходимая в растянувшемся на полсотни миль Токио.

С годами связаны и ляпы в книге. Мало того что указаний на точный год практически нет так автор ещё запутывает упоминаемыми моделями авто. Сначала утвержается что "в США до сих пор выпускают Buick Skylark и Chevrolet Caprice" а парой абзацев ниже упоминается Cadillac STS. Дело в том, что Buick Skylark и Chevrolet Caprice выпускались до 1998 и 1996 года соответственно а Cadillac STS начал выпускаться только в 2004м. Впрочем, возможно, винной всему некачественная редактура так как издана книга была в 2004 (в 2008 на русском) но повествует о середине 1990х...
Теперь пару слов о главном для меня - описании стран и городов. Тут, как правило, главным тезисом берется общеизвестные факты о стране или городе на которые навешивается уже все остальное. Если брать, к примеру, Кубу, то тезисы по ней можно свести к нищете, нерасторопности кубинцев и коммунизму. В Индии - та же нищета и полное отсутствие ПДД. В ОАЭ и Монако - несветные богатства и "мажористость". Да, это общеизвестные факты. Но неужели в этих и других странах нет никаких положительных моментов? Есть, только Кларксон предпочитает больше негатив. Винить его за это сильно нельзя - все таки подробная книга это субъективное видение автора. А оно не редко бывает и точным - Вьетнаму предсказан был расцвет туризма а об Индии Кларксон высказался почти точной цитатой людей, которые провели в Индии десятилетия:

Если в этой стране настолько все плохо, думал я, почему она мне так нравится?
Над данным вопросом я размышлял целый год, прежде чем сформулировать ответ, и этот ответ получился таким: «Не знаю».

Кларксон отличается непростым характером и большой харизмой, о чем я слышал и раньше, но после прочтения убедился сам. За словом в карман не лезет, какое-бы неприятное оно ни было. Но все в рамках цензуры, без мата и откровенной пахабщины. Ну, разве что, чуток... Пишет интересно, местами познавательно. Минусы же не мешают получить удовольствие от чтения.