Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

8 сентября 2020 г. 20:10

370

5 Дышать

Это не вторжение. Они всего лишь смотрят. И… возможно… играют.

Всего один анахронизм в колоссального объема книге. То есть, не вполне даже анахронизм, но вещь, которая сегодня воспринимается устаревшей. Роман писался двенадцать лет назад, а единственная не вполне современная деталь - подарок на день рождения Расти, сыгравший важную роль в сюжете: CD-контейнер, через выломанную из которого полую втулку дышали. Удивительно, учитывая, как быстро устаревают реалии в современном мире. Но гениям всегда удается этот трюк вневременной актуальности.

Когда рассказывала о первой части аудиоверсии "Под куполом", говорила, что разделить роман на два тома было хорошей идеей. Теперь, прослушав вторую часть, укрепилась в этом убеждении. Для бумажной или электронной книги такого рода разбивка не нужна, но в аудио осилить массивом пятьдесят с лишним часов - акт читательского героизма, на который не всякий сподвигнется. Аудиокнига промежуточное звено, между текстом и киновоплощением (читателей на порядок меньше, чем зрителей) дающее возможность соприкоснуться с тем, что написал автор без искажений в угоду всесильному глуповатому сериальному богу.

Аудиокниги ценим не в последнюю очередь за то, что берегут время - а процессе прослушивания можно заниматься рутинными делами, слушать в дороге, но глазами читать быстрее, потому, если есть возможность присесть почитать, обычно комбинирую. Со второй частью "Купола" так вышло, что приболела и тупо отлеживалась, делами заниматься не могла, а читать глазами - вполне. Но исполнение Игоря Князева настолько хорошо, что предпочла закончить на несколько часов позже.

Странно, когда читала в первый раз, вынесла впечатление, что действие охватывает не меньше месяца. На самом деле от появления купола до конца проходит меньше недели, что-то около четырех дней. Совершенно достоевская, выматывающая читателя, текстовая плотность и сопоставимый с его же романами уровень драматизма, "Купол" среди других кинговых вещей выделяется трагичной безнадежной атмосферой.

А казалось, ничто не предвещало. Милый маленький новоанглийский городок, где все друг другу добрые соседи и все шапочно знакомы, где "за команду за одну мы все болеем", и членов городского совета избирали из года в год одних и тех же. Ну, наверно потому что все в их работе устраивает. Устраивало, до тех пор, пока... От власти, знаете, очень многое зависит. и если в какой-то момент вы оказываетесь в полной жопе, то в немалой степени потому, что доверили именно таким людям принимать жизненно важные решения.

Кто бы мог подумать, что второй член Городского Совета, владелец фирмы по продаже подержанных автомобилей Джим Ренни окажется властолюбивой тварью, которая превратит коллег в марионеток, устроит в городке фабрику по производству синтетического наркотика под видом радиостанции религиозного вещания (ханжество испокон веку лучшее прикрытие), опутает паутиной подкупа и шантажа вовлеченных в процесс горожан (их не то, чтобы много, но есть, в одиночку метамфетаминовый заводик не замутишь).

Ну, это не главное, дело в куполе вообще. Нет, именно, что главное. Где тонко - порвется. Где беспринципный рвач имеет доступ к власти, любая кризисная ситуация грозит перерасти в ходынку. Во второй части мрак над Честерс Миллом сгущается, как в фигуральном, так и в буквальном, смыслах. С внешней стороны на куполе оседает принесенный ветром мусор, а изнутри он коптится. И свет внутри другого цвета, поначалу воспринимаешь как занятную оптическую фишку. И пахнет нехорошо. И заметно теплее, чем снаружи, парниковый эффект.

И все это только начало, в четыре дня случится: групповое изнасилование и нанесение тяжких телесных повреждений представителями власти, несколько убийств, несколько самоубийств, продовольственный бунт, поджог, огненный апокалипсис. А не будь у власти такая мразь, самого тяжкого можно было бы избежать, даже имея в виду чрезвычайные обстоятельства купола. Но имеем, что имеем.

Невероятная книга, шедевр даже в ряду лучших кинговых вещей. Сложная, многофигурная, филигранно выписанная, безупречно психологически мотивированная в каждом отдельном случае, с точно бьющими в цель деталями. И ревела я сегодня в том же месте, что и десять лет назад - "ковбойчик" Олли Динсмор и рядовой Эймос. А уж иметь дома баллон кислорода на всякий случай - остроактуально ко дню сегодняшнему.

Источник

Комментарии


Для меня данная книга делится на два момента. До данного абзаца:

спойлер
Только триста девяносто семь из двух тысяч жителей Милла уцелеют в пожаре, и большинство из них — в северо-восточной части города. К тому времени, когда падает ночь и темнота под Куполом становится абсолютной, живых уже сто шесть. А когда в субботу взойдет солнце, с трудом пробиваясь сквозь ту часть Купола, которая не почернела полностью, население Честерс-Милла сократится до тридцати двух человек.
свернуть

и после.
Первая часть - шедевр, вторая - Кинговская несуразица. Меня впечатлила

спойлер
смерть Джима
свернуть

Это и вправду было сильно. Но причина самого купола, и то как его убрали - я на такое не купился. Кинг не умеет в фантастику. Вот не умеет и всё. Есть у него пару неплохих рассказов. Но Томминокеры, Ловец снов и Дети зелёных человечков меня не трогают.


А вы всерьез думаете, что взрыв семи тонн пропана в герметично замкнутом пространстве может привести к иным последствиям?

У Стругацких в "Пикнике на обочине" абсолютно тот же ключевой концепт, и никто не упрекает их, что не умеют в фантастику.

А что со смертью Ренни?


Как раз таки смерть Ренни мне понравилась, и исход со взрывом тоже. Мне не понравилась идея инопланетных детишек, случайно накрывших американский городок непроницаемым куполом. Ну и сцена со свитером - тоже такое. А данном случаю, считаю, что лучше было бы если происхождение купола осталось без объяснения. Да и по сюжеиу это абсолютно не важно.


Тут знаете, в чем дело со свитером и детишками из другого пространства(?), времени(??), измерения(???). Они такое шекспировское" Есть, друг Горацио, на свете такие вещи, что и не снились нашим мудрецам. И одновременно безумные боги, жестокие боги, равнодушные боги, очень серьезная и значимая для литературы и культуры XX века тема.

А кроме того, "Под куполом" в значительной мере оммаж "Всему живому" (Всякая плоть - трава) Саймака. Очень похожий начальный посыл с городком, внезапно окруженным стеной, решение тоже находит местный алкоголик. Но одновременно и полемика с солнечной уверенностью классика в доброте мироздания и возможности найти решение, которое удовлетворило бы всех. Там пришельцам в обмен на сохранение прежнего статуса-кво предлагается любовь само понятие которой доселе не было им известно. И все счастливо завершается. Здесь максимум на который мы можем рассчитывать со стороны холодно презрительного, исполненного вивисекторского любопытства взгляда - это "пшел вон".
В определенном смысле, "Под куполом" сродни грибоедовскому; "Минуй нас, пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь"

Ну, я как-то так это понимаю.


Ну, я данные произведения не читал, чтобы настолько углубиться в тематику. Но опять же, герои уверены, что виной всему не просто инопланетяне, а их дети, ибо маленькие, ибо не понимают, не осознают, что делают плохо, или само понятие плохого, и надо им как-то это передать через чувства. Конечно, это всё срабатывает в угоду сюжета. Как в ТБ работает то, что все общаются на одном языке, хоть и из разных миров. Это вовсе не преуменьшает эпичности книги, это 5+ 100%, но сказать, что я доволен концовкой-исходом с куполом - нет.


А вы какой видели бы предпочтительную концовку?


Взрыв, и когда они уже почти все умерли - купол исчезает. Возможно, читатель увидел бы его как некое испытание, что выжили самые достойные или просто самые живучие, каждый сделал бы своё заключение. Ну вот, не тронула меня идея с зелёными детишками ни капли, что тут поделаешь ) Мне кажется, порой недосказанность лучше, чем когда всё пытаются разложить по полочкам. В этом например и прелесть Кинговских рассказов, или того же По.


Да, мы все разные, но мне финал кажется идеальным
Идея, что не стоит оставлять попыток достучаться до самого жестокосердого, самого чуждого тебе разума. Пусть не в равноправном сотрудничестве, но коммуникация.

И главное - космический гуманизм Кинга, отношение к соседям по планете, которых человек неизвестно почему считает такими вот бесчувственными тварями.


Кроме баллона кислорода по нынешним временам нелишней будет и упаковочка амфетамина :)))


Вы прям масштабно мыслите, упаковочками. Нет, я предпочитаю неизмененное состояние сознания. Мути вокруг и без того хватает, чтобы еще внутрь себя ее сознательно загонять.


Это вы, Майя, что-то перепутали. Амфетамин не мутит сознание, наоборот, он даёт силы, как та колбаса в рекламе. Позволяет долго не тратить время на сон и еду и без помех выполнять, например, боевую задачу по защите родины.
Очень полезная вещь, упаковочка есть в аптечке каждого спецназовца :) А уж в комплекте с баллоном кислорода можно хоть в космос :)


Да, я достаточно темный человек во всем, что касается состояний "под веществами". Помню, что амфетамин был обязательной частью рациона английских пилотов в годы Второй Мировой. Но помню из книг, что ни к чему хорошему употребление не приводило. А метамфетамин из Купола и вовсе скверная штука. Хотя чего-то там она им проясняет по укурке, по крайней мере, так они думают.


Может он и к хорошему привести. Например, английский пилот благодаря этой таблетке не потеряет концентрации в бою и останется жив. Про укурку речь тут точно не может идти: не курят эти таблетки, разве что Стивен Кинг иногда :)))
Ну его на фиг. Предлагаю поскорее закрыть тему амфетамина, а то Роскомнадзор закроет Лайвлиб :)))


Вы прям меня выставляете человеком, открывшим тему "и всякого такого". Но нет, он первый начал, майор, запишите.


Да, товарищ майор, это я. И Стивен Кинг. Тот вообще уже давно под нашу демократию копает, я заметил. Запишите, товарищ майор: Стивен Кинг :)))


Вот это правильно. Вешаем всех собак на Кинга.