Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 сентября 2020 г. 16:52

688

4

Тихий, печальный рассказ Лизы Ко о мальчике и его маме можно было бы графически представить в виде двух линий — в самом начале повествования они переплетаются между собой, однако позже разбегаются в разные стороны. Подобная волнообразность «встреч — расставаний» циклична. И в этом — жизнь, как она есть.

Забавная штука — прощение. Можно много лет на кого-нибудь злиться, а потом осознать, что чувства изменились, что обычный образ мышления ускользнул, пока ты сам того не заметил.


С одной стороны, являясь книгой о трудностях и возможностях иммиграции, а также поиске своей национальной идентичности, роман «Беспокойные» написан, скажем так, в сдержанном тоне — автор не играет на эмоциях своих читателей (хотя темы, поднимаемые в романе, мягко говоря, непростые). С другой стороны, отдельные эпизоды книги как будто требовали некоего экспрессивного фона. А может, именно так и проявляется восточная сдержанность в оценке и описании событий? (Риторический вопрос.)

Думаю, лучше всего автору романа «Беспокойные» удалось показать, что происходит с человеком, который по стечению обстоятельств проживает НЕ свою жизнь, примеряя на себя эрзац-личности с эрзац-именами, играя соответствующие им эрзац-роли. Потеря собственного «Я» чревата психологическими трудностями, весь спектр которых отлично представлен писательницей на примере жизненного пути одного из главных персонажей романа Деминя Гуо.

Как сын, так и мать, пытающиеся обрести гармонию с миром и собой, принимают необдуманные решения, совершают ошибки. Порой это злит и раздражает. Но чаще — вызывает сочувствие. Лизе Ко удалось вдохнуть в героев книги жизнь, сделать их сложными личностями, непрерывно беспокоящимися и беспокоящими читателей.

— Лучше быть тем, кто уезжает, чем тем, кто остается.