Больше рецензий

fus

Эксперт

жижа сквернословий мои крики самозваные

6 сентября 2020 г. 23:53

858

3

Никогда не была увлечена научной фантастикой, и вот клюнуло в темечко что-то этакое почитать. У меня в планах ещё несколько современных сочинений в вышеназванном жанре, но всё же начать свой непростой путь сквозь чащу неизвестности решила с "Конца вечности" Азимова, классика, как-никак.

С ходу могу признать, что это произведение выглядит достаточно нетривиальным (в сравнении с основной массой представителей жанра, которую я, ясное дело, не читала, но тем не менее наслышана). Действо в книге происходит не "горизонтально" (от планеты к планете, например), а "вертикально" или даже "спирально" (место действия не меняется, сменяются только слои веков и тысячелетий, действие движется внутри самого себя). Пожалуй исключительно благодаря этому, Азимов и наскрёб до оценки 3 из 5-ти. К сожалению, временами так и чесались руки оценку уменьшить. Но об этом позже.

Повествование развёртывает перед нами пессимистичную картину жития человечества на планете Земля, открывшего, к худу ли, к добру ли, возможность путешествовать сквозь время и, что не мало важно, менять его. Почему пессимистичную? Организация Вечность - идеал тоталитарного правления, да настолько, что саму книгу можно смело приравнивать к антиутопиям. Организация состоит из каст, серьёзно различающиеся по элитарности, а также по функционалу, которые вынуждены выполнять представители той или иной "профессии". Главный герой, Харлан, представитель Техников, которые в этом мире вроде палачей из средневековья. К ним отношение особенное, с ними стараются не иметь дел. Как минимум от того, что все Изменения во времени, приводящие иной раз к "необходимому" истреблению огромного количества людей, происходят руками Техников. Всё же не у всех индивидуумов в описанном мире не осталось в головах понятий этики и морали. Специфическое положение героя превозносит его над окружением, наделяя его особыми полномочиями и некоторой свободой, о которой другие и мечтать не могут. За любую провинность сажают в ракету, которая вот-вот взорвётся, или творят нечто иное, не менее комичное.

От этой книги, писанной в 1955-ом, так и разит ретрофутуризмом. И я не могу сказать, будто это что-то плохое. Как и не могу сказать, что этакое веяние всем зайдёт. Мне вот заходит. Потому от монохромных мониторов, перфокарт, магнитных микрофильмов и прочего, мне было ни холодно, ни жарко.

Увы, кроме ретрофутуризма, от книги разит шовинизмом. В 2020 году читать книгу без сильных женских персонажей, набивших оскомину, но необходимых в силу современных политических и околополитических веяний, - странно, очень странно. Ибо когда, наконец, появляется дама, она не может быть ничем иным, кроме как объектом вожделения быдловатого главного героя. Но ладно уж, герою тоже приходится тяжко, так как все участники замечательной организации Вечность (все они - мужчины) вынуждены нести вечный целибат. Конечно, ни о какой гомосексуальности и речи не идёт, для Айзека в 55-ом такого, верно, и не существовало вовсе. Почему в организацию попадают только мужики Айзек объяснил супер-просто: если изъять бабу из Времени, то она не родит кого-нибудь, а так низзя, ни-ни. Мда. К слову о шовинизме, пострадали от лап Азимова не только женщины и геи, но и представители всех не европеоидных рас. Ни одного негра или азиата, все скакуны по времени - сплошь беленькие аки подснежники.

Но это я смотрю сквозь современную призму. Что с сюжетом? Сюжет довольно-таки прост. Есть пара вотэтоповоротов, которые, смею предположить, в те годы смотрелись очень даже эффектно. Но не сейчас.
Замес с временными парадоксами и прочим прост и наивен. Объяснения как оно всё работает и почему до сих пор не развалилось - не будет. Просто работает, и всё. Живите с этим как хотите.
Главная моя претензия в том, что персонаж Харлан - тот ещё скот, за которым не интересно наблюдать. А временами он даже бесит. Про остальных и заикаться не стану, прочие герои - лишённая личности массовка.

В целом, почитав книгу, я не много получила, но и не потеряла ничего тоже. Временами вроде забавно и даже увлекательно, но очередная написанная автором тупость тут же смазывает хорошие впечатления. Одно верно, книга читается в один присест, а именно - очень быстро.
Не думаю, что я когда-нибудь вернусь к творчеству Азимова. Но из фантастики почитала бы ещё, только более современное.

Комментарии


...если изъять бабу из Времени, то она не родит кого-нибудь, а так низзя, ни-ни.
Так если мужик изъять и заставить его целибатиться, он тоже кого-то не зачнёт. Но так можно?

PS В "Солярисе" Лема та же фигня. Мужик-герой - умный-умный. А баба - существо под этого мужика, могущее только предложения из трёх слов. Которое даже в библиотеке выбирает поваренную книгу.
(Спрашивается, и нафига умному мужику оно?)

И перфокарты!


Так если мужик изъять и заставить его целибатиться, он тоже кого-то не зачнёт. Но так можно?
мне сейчас воображение что-то очень ужасное нарисовало, хах) кстати, этот момент у Азимова вообще какой-то странный, он в книге прям говорит, что в таком-то году женщины могли и не вынашивать, рожать сами, всё через пробирочки. Почему тогда их всё равно не брали? Наверно потому что так требовалось Азимову)

Ох, давайте не будем про Солярис, я страдала при чтении( Переоценённый кусок... А с учётом того, что Солярис снимал Тарковский... Комбо.

Я не понимаю, чем так всем не угодили перфокарты, это наивно и миленько)


Если рожать самостоятельно уже не надо, то такая отмаза - это шляпа! Азимов не смог победить стереотипы своего времени. (Как раз в 50-х писал.) На солнце летаем, время меняем, а женщина - до сих пор не человек. (С таким же успехом могли бы от женщин вообще избавиться, ведь стирался стирает, посудомойка - моет, дети из пробирки...Зачем ресурсы зря переводить на них?)

Нет, перфокарты, это миленько, но "Солярис" - это ископаемое из тех же 50-х, которому по каким-то непонятным причинам поют дифирамбы. (Ведь устарело невероятно!)

(Тарковский какую-то дичь свою наснимал, по-моему, они даже поссорились с автором из-за этого.)


мда уж, вот я и думаю, что в фантастику пятидесятых больше ни-ни, как-то чересчур для моей нервной системы) пусть будут всякие Муланы, чем грудастые тётки готовые расстилаться перед мужиком как кошка в течке перед котом. с одной стороны можно и без этого книжку воспринимать, с другой стороны... обидно, блин. правда, это проблема не только пятидесятых, увы, далеко не только пятидесятых