Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 сентября 2020 г. 18:41

4K

5 Всякий зверь после наслаждения печален

Первая повесть, открывающая единственный роман Лермонтова "Герой нашего времени". Первая она и еще в одном качестве, это первое относительно крупное произведение русской литературы на кавказскую тему, затрагивающее взаимоотношения горцев и русских.

Это, конечно, важный аспект и его нельзя не учитывать, но главная задача вступительной повести познакомить читателя с типажом человека, которого автор предлагает в качестве "героя нашего времени". Думаю, не секрет, что Печорин - это своеобразная реинкарнация самого Лермонтова, в их судьбах много общего: оба они были увлечены светской жизнью, оба пережили разочарование в ней, оба страдали от скуки и хандры, оба впали в немилость и высланы на Кавказ. Лермонтов попал туда за "вольномыслие", причина высылки Печорина не уточняется, но, возможно, она та же, ведь он тоже пробовал писать. Но это и не важно, за что он был выслан, в любом случае был какой-то выраженный протест, в мыслях ли, в поступках ли, но он был.

Печорин, как и Лермонтов, отличается быстрым и острым умом, наблюдательностью, способностью к анализу, умением читать в душах людей, высоким уровнем культуры. И самое главное их общее свойство - они оба злы. Помните нашего замечательного поэтического пародиста Александра Иванова, того который вел передачу "Вокруг смеха"? Вот в нем было что-то неуловимо лермонтовское, так вот он был очень зол и честно в этом признавался.

Печорин откровенно не любит этот мир, он считает себя выше всего, с чем ему приходится сталкиваться, он считает себя вправе брать все, что ему хочется. Этим героем Лермонтов предвосхищает Раскольникова с его сакраментальным "Тварь ли я дрожащая или право имею", и сверхчеловека Ницше, он несет в себе силу презрения к этому миру и ощущает право покорить и завоевать его.

Эти качества подчеркивает его фатальность, его уверенность в том, что случай и удача хранят его и всегда на его стороне. Что это - некая трансформация веры в бога или блаженная вера в собственную исключительность и избранность? И снова не могу не сравнить автора и героя, Печорин с удалью на риск в "Тамани" и "Фаталисте", Лермонтов делает то же самое, ввязываясь в каждую новую дуэль.

Увлеченность Печорина юной черкешенкой - это нечто совершенно новое для него, совершенно неизведанное. И он, такой умный и проницательный, не может пройти мимо, сам факт того, что он ничего не значит для этой непонятной для него девушки, уже заставляет его мобилизовать весь свой богатый потенциал, чтобы привлечь её внимание.

Но будущая трагедия заключается в том, что всё, что делает Печорин, завоевывая Бэлу, это проявление исключительного эгоизма, он сконцентрирован на обладании, а это - самое трудное с гордой горянкой. И это делает игру такой увлекательной и захватывающей. Печорин играет и уверенно ждет выигрыша.

Воспользовавшись слабостью и подлостью Азамата, Печорин похищает княжескую дочь, но он не торопится брать её силой, этого ему не нужно, он прекрасно понимает, что истинное обладание не может состояться насильно, девушка должна сама захотеть отдаться ему, и "герой нашего времени" совершает поистине героический поступок, он находит ключик к сердцу неуступчивой горянки, уповая на искренность и жалость.

Но, сорвав самые яркие цветы и насладившись ими, он снова сталкивается с той же самой скукой, которая преследует его эгоистичную натуру. Всё, что будет дальше - ему неинтересно и предсказуемо, он снова в той же западне, а плачущая влюбленная в него Бэла начинает раздражать и утомлять. Он уже выплеснулся, его "любовь" эякулировала, а "всякий зверь после наслаждения печален".

Этим и объясняется каменное лицо Печорина на похоронах Бэлы, так же, наверное, чувствует себя маньяк при виде трупа своей жертвы. И, хотя её убил Казбич, Печорин не мог не понимать, что главная причина смерти юной княжны - это он сам.

Вот он - герой вашего времени - показывает Лермонтов своего Печорина читателю, он же плоть от плоти порождение отцветшего романтизма, в нем так много от Байрона, от Онегина, но не ждите от него высоких чувств, не ждите пользы для общества, он истребляет жизнь вокруг себя и рано или поздно истребит себя самого. Это оправдается и для героя, и для автора.

И все же я бы отказался от полного отождествления Печорина с автором, Лермонтов не смог преодолеть себя в реальной жизни, но он смог встать над собой в своих произведениях, и тем самым стать выразителем чувств, чаяний и настроений свой эпохи.

929

Комментарии


Благодаря вашим рецензиям и я начала перечитывать роман. Сегодня только прочла "Бэлу". Может быть потом что и напишу как рецензию.


Спасибо. Рад, что сподвиг на перечитывание. Надеюсь, рецензия без "может быть" все же состоится )


если прочитать внимательно предисловие, то можно понять совершенное несовпадение героя Печорина и его автора Михаила Лермонтова. Не по своей воле был послан Лермонтов на Кавказ...Прекрасно воспитанному молодому человеку было непросто в среде служак и постоянном страхе за собственную жизнь. Кавказцы служили русским, но поддержки и понимания не было. Они жили своей жизнью двери в которую не были закрыты. И Лермонтов видел как они живут, присутствовал на свадьбах и похоронах, слушал их рассказы. Печорин и другие герои - собранный образ...Создавая его прекрасный собеседник Михаил Лермонтов из далёкой Москвы не жалел чая...а за чаем шли разговоры...из которых молодой писатель по крупицам собирал образ молодого интеллигента, попавшего на Кавказ, чувствующего себя здесь как Гулливер среди Лиллипутов. Ему хотелось подвигов и интересной жизни...вот он и закручивал интригу, в которую оказались вовлечены местные жители.


я наслаждаюсь языком Лермонтова...