Больше рецензий

4 сентября 2020 г. 19:04

897

3 Прагматичный подход к эмоциям

Одна из самых распространенных претензий к критикам традиционной авторитарной модели воспитания заключается в том, что, последовательно отбрасывая старые приемы, они редко предлагают что-то взамен. Допустим, мы знаем, что нельзя — критиковать, наказывать, ругать, обесценивать чувства ребенка, нарушать его границы и манипулировать — но что тогда остается? Что можно? И как себя вести в острых ситуациях, когда ребенок, например, закатывает истерику в магазине или отказывается идти в школу (а весь арсенал традиционных педагогических мер мы заведомо отвергли как неправильный и травмирующий)?

В этом плане книга Готтмана и Деклер, дающая прямые инструкции по поведению, — отличный способ восполнить эту педагогическую лакуну. Причем огромный плюс их теории (так называемого "эмоционального воспитания") заключается в том, что она основана на многолетних очень дотошных исследованиях — с аудио- и видеофиксациями общения участников контрольных групп, тестированиями, отслеживанием физических реакций вплоть до сердцебиения и содержания гормона стресса в моче. Через разные промежутки времени исследователи вновь обращались к своим подопечным семьям, что давало возможность отследить прямые последствия применения разных моделей поведения в долгосрочной перспективе.

Подобный титанический труд позволил Готтману и Деклер сделать достаточно однозначные выводы о том, что какие-то родительские техники можно назвать абсолютно точно вредными, другие напротив почти всегда проявляют себя очень хорошо — на их основании и был разработан и подробно описан метод, получивший название "эмоционального воспитания". Как нетрудно догадаться, в его основе — внимательное отношение к эмоциям ребенка, сочувствие и эмпатия.

Хорошая новость — все это действительно достаточно просто. Настолько просто, что для объяснения всей теории может быть достаточно одной страницы печатного текста. Но одну страницу, понятное дело, не продашь, поэтому книга, как это происходит в таких случаях, написана по принципу "просто добавь воды" с размазыванием своих мудрых мыслей, пережевыванием одного и то же по десять раз и обязательными примерами из собственной родительской практики. Это, признаться, несколько утомляет. Раздувается объем также посредством кучи довольно глуповатых тестов, рекомендаций в духе женских журналов аля вести "дневник эмоций" и советов по разруливанию проблем в отношениях. В общем, много лишнего, для подобных книг это нормально, конечно, но в целом впечатление смазывает.

Ну и приготовьтесь к тому, что подход авторов ну очень такой прагматично-американский: эмоциональное воспитание состоит из пяти шагов, пятый шаг тоже из пяти шагов, не забывайте соотносить все с ценностями вашей семьи и т.д. Все так сухо, деловито, как-будто инструкцию к микроволновке читаешь. Парадоксальным образом примеры диалогов, демонстрирующих "эмоциональное воспитание", напоминают общение роботов.

Возникают сомнения и в абсолютной действенности метода. Как провести "беседу по пяти шагам" с тем, кто еще практически не умеет разговаривать? Готтман приводит пример с успокоением своей двухлетней дочери в самолете, но мне со своим активным и практически неговорящим двухлеткой вести задушевные беседы пока не удается :) Также сложно представить, как можно начать умный и взвешенный разговор с ребенком, который бьется в истерике. Авторы книги вообще никак не затрагивают тему родительского поведения в таких случаях: когда диалог по тем или иным причинам невозможен. Это еще один недочет книги, при всей прекрасности и разумности именно метода эмоционально ориентированных разговоров.

(Здесь, кстати, полезно обратиться к рекомендациям Людмилы Петрановской, которая довольно много пишет про работу кортикального мозга и лимбической системы у маленьких детей, обуславливающую в стрессовых ситуациях невозможность диалога, и метод контейнирования эмоций).

Еще одним недостатком считаю слабое раскрытие самого понятия эмоционального интеллекта. Упоминается он в книге достаточно часто, но почти исключительно в контексте "дети с развитым интеллектом хорошо учатся, редко болеют, добиваются успехов в разных областях" — то есть, авторы много пишут о том, как замечательно иметь высокий EQ, но почти не объясняют, что это вообще значит. Учитывая, что понятие это в нашу жизнь внедрилось относительно недавно (в отличие от IQ), но при этом используется сейчас очень активно, хотелось бы большего объяснения.

Вывод: в целом полезная, но не до конца последовательная книга с большим количеством "воды". Ну и так как аналогичных исследований пока крайне мало, ознакомиться в любом случае стоит.