Больше рецензий

manic_jason

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 сентября 2020 г. 19:10

2K

5 Хочу объяснить читателю, почему эта книга входит в десяток моих любимых

Сартр с натуралистической откровенностью показывает, что жизнь – абсурд, хаос, отчаяние. Только творчество дает смысл бытию. Хорошая мысль, вот только герой, пытающийся лениво писать исторический опус, решает бросить это дело. Выразительные средства, используемые Сартром, настолько мощные, что читатель начинает физически испытывать блевотное чувство во рту солидарно с героем. Ощущение, что ты смотришь через утолщенное стекло или кривое зеркало и все расплывается, вытягивается, лица похожи на рожи. Противно от камушка, мокрого снизу, рукопожатие вызывает омерзение. Зеркало и окно – ловушки героя. В них лицо, лишенное смысла, глаза рыбы, которую вынули из воды, - в себя. Как при этом хорош образный язык Сартра! …

Еще одна мысль, она рядом, она ждет. Она свернулась клубком, как громадная кошка

. Или

Вызываю воспоминания не часто, чтобы не износились. Выужу одну, предо мною люди, их позы и вдруг, стоп: я почувствовал потертость…

. У неискушенного читателя медленно и верно возникает чувство паранойи, шизоидально - депрессивного состояния. Устойчивое ощущение, что автор был под действием сильного наркотического средства. Герой, некто Антуан Рокантен, проживает безбедную жизнь. Когда-то он много путешествовал. Теперь решил написать книгу, работа над которой сначала идет вяло и совсем прекращается. Полное бездействие, бесцельность существования, отсутствие привязанностей, лишь тупое удовлетворение потребностей приводят к состоянию сплина. Эта книга - полноощутимая проекция моих чувств.

Для Сартра, как образец, Достоевский. Но переживания Раскольникова, его нравственные искания (хотя у него тоже комплекс исключительности), несравнимы с вялыми тошнотными мыслями Рокантена. Достоевский ищет глубину в человеке, а человек – опору в Боге. Свобода не сделала существование Рокантена цельным и счастливым. Только тошнота.

Сартр широко пользовался свободой, не особо обременяя себя моралью. Говоря о нем, хорошо бы делить страницу на «за» и «против», плюс и минус. С одной стороны, - это крайний эгоцентризм, суперэго, взращенное еще в семье и впоследствии старательно культивируемое им самим: «У меня хорошие задатки, но этого мало, мне положено быть гением». В работах сочетание страдания, насилия и экстремизма, которые тянутся еще из детских работ, от ненависти к сверстникам, унижавшим его и отчиму. Чего стоит революционное детское сочинение о погроме фабрик, станков и изощренной казни буржуа, голову которого просунули в отверстие главных часов под цифрой 12 в ожидании, когда стрелка приблизившись, начнет резать шею. Хороши детские фантазии! Ощущение липкой сладости и тошноты, возможно тоже из детства. Чтобы стать «своим» у товарищей, он закармливал их пирожными на деньги, украденные у матери и отчима. Если к этому добавить, что мальчик был слеп на один глаз, носил очки, невысок ростом, не пользовался успехом у девочек, то самое время вспомнить Фрейда. Не оговорочками по Фрейду наполнятся многие произведения Сартра, а буйной, сексуально извращенной фантазией. И нечто липкое и грязное потечет по страницам его книг. Особо этим отличается его новелла.