Больше рецензий

31 августа 2020 г. 18:37

135

4

Сборник из трех произведений малых форм о человеческих ценностях. О беззащитных, непонятно за что осужденных крошечных жителях ГУЛАГА. О маленьком чернокожем сироте, времен Перестройки. Синицкая рассказывает истории о людях и выборе, который есть всегда. Невзирая на обстоятельства.

В книге три части. Две повести и рассказ, связанные общей темой — человек искусства внутри жестокого социума.

Артист театра кукол, воспитатель от бога, «знаток детских душ» в повести “Гриша Недоквасов”, без оглядки любил свой Театр и его зрителей. От малолетних беспризорников времен НЭПа до «сбившихся с прямого социалистического пути обитателей ползунковых, младших, средних и старших детских групп». В его поле растут несмышленые «враги народа” И к “каждому Гриша находит правильный подход, каждого может захватить и заинтересовать”

Ганнибал Квашнин элегия о детстве одного ребенка. Маленький сирота африканского студента и его русской невесты. Оставшийся один малыш растет под опекой тети и соседки. Обе они, по своему, мечтают сделать мальчика счастливым. Ганя растет в мире музыки и любви, кочуя от одной тетки к другой.

Самая маленькая часть книги — притча о блаженном Митрофанушке. Что по воле доброго сердца и случая попал из российской деревни в Альпы, выжил и помог русской армии.

Ритмично, легко читается, особенно понравилась идея описывать такую тяжелую тему как лагерная жизнь детей и дикую жестокость эпохи языком гротеска, балаганного кривляния. Возможно, не используй автор такой прием, я бы не смогла дочитать книгу до конца. История, для меня лично, болезненная.

Жаль, что описание нескольких персонажей вышло плоско. Черно-бело, двухмерно. Вот Иадова, в первой части: «лагерных детей Тата называла «враженята». Она их ненавидела всей душой.» Или Мешкова в Ганибале:
«В душе она надеялась, что у Гани...обнаружатся дурные наклонности, и тогда всем станет ясно, что «она была права». Но почему-то ничего плохого не происходило.»

Рассказ о Митрофанушке меркнет, на фоне повести про Гришу, это повествование гораздо сильнее и глубже.

Среди грандиозных перемен и событий живут между сказкой и былью герои Синицкой, обычные люди, в колесе времени. Человеческое течет на фоне монументального, меняется страна, обстоятельства, режимы, и можно или выживать или жить. Всегда есть выбор.