Больше рецензий

29 августа 2020 г. 18:00

1K

5 Операция по расчленению женской души по Толстому.

Невозможно осмыслить русскую литературу без Льва Николаевича Толстого. Он прежде всего открыватель новых человеческих чувств, эмоции и гармоний. Толстой был писателем, открывший всему миру новый художественный стиль, его эстетический вкус невозможно ничем измерить, потому что гениальность выше человеческих оценок. Толстой, как и Достоевский проделывает титанический труд над созданием нового литературного жанра, они являются революционерами человеческих душ, правда Ф.М. Достоевский искал все вопросы вращаясь вокруг православия и церкви Христовой, а Л.Н. Толстой сам был источником своей религии.
«Анна Каренина» - глубочайший роман о морали, любви, вере, обществе, семейных отношениях и смысле жизни. Нетривиальная история как попытка перемен обернулась злым роком для Карениной, как жажда и поиск новой жизни обрекла ее на гибель. Казалось бы, у нее было все для счастливой семейной жизни – муж, ребенок, кров над головой, благополучие. Так почему же главная героиня не находила в этом свое счастье? Что мешало ей насладиться жизнью? Достаточно вспомнить знаменитый афоризм Иммануила Канта:

«Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все.»

Ненасыщенность от жизни - проблема извечная и героиня не просто мучается от несбывшихся надежд, а ищет свое спасение только в союзе со своим любовником. Однако можно ли переступать законы нравственности? Оправдана ли человеческой природой вседозволенность принципов? Бывает ли капризна женская душа?
В романе выстраиваются две сюжетные линии - Каренина-Вронский, а другая Кити-Левин, одна семья разваливается, другая создается, таким образом Толстой пытается показать всю многоликость семейных отношений тех времен. Разрушение семьи здесь трактуется не как разрыв отношений двух людей, а как эффект домино, которая как вирус может передаться на все семьи русского общества. Распад семейных отношений — это великая трагедия и Толстой это понимал, как никто и знал к каким последствием это может обернуться для русского национального самосознания. В создании же семьи Толстой видит вечную гармонию между человеком и природой, примером, который выступает Константин Левин, который находит испепеляющий азарт к жизни. Для Льва Толстого важно было показать истории как счастливой семьи, так и несчастливой, то есть любви созидательной и разрушительной. Семья и брак для Толстого – это смысл жизни, нравственный путь, защищающий человека от греха и похоти, это путь радости и счастья. О неделимости и единстве семьи говорится на протяжении всего романа, но примечательно, что в романе многие семьи разобщены и несчастливы - Долли и Стива Облонские духовно разделены между собою, и лишь формально поддерживают статус «брака», Алексей Каренин, который жаждет воссоединения с Анной, имеет интерес к Лидии Ивановне, Анна и Вронский, вкусивший сладкий вкус эроса, теряют любовь к друг другу, а остывание чувств ведет к снятию пелены с глаз. Истинная, христианская, евангельская любовь призвана объединять людей, народы, в конце концов весь мир и в этом заложена глубокая тайна семейных отношений. Но стоит только человеку отойти от нравственных ценностей, нарушить заповедь, вкусить тот самый запретный плод, как тут начинаются срабатывать духовные каноны мироздания и человек сам становится заложником своих страстей. Проблематика греха так же занимает центральное место в романе. В романе мы видим, как зачинается страсть между Алексеем и Анной, как будто бы у каждого греха есть своя фаза развития. Какая губительная и мистичная сила таилась в душе Анне? и Вронский и Левин чувствовали к ней латентное притяжение, правда Вронский соблазнился, а Левин смог побороть зажёгшееся искушение. Толстой прежде всего исследует в этом романе психологию женщины, которая отрекается от семьи ради мимолетного и ускользающего счастья. Каренина виновата прежде всего не в том, что изменила мужу, а в том, что ломает судьбы – мужа, Вронского и сына. Весь корень трагедии, в том, что происходит в ее душе.
Можно ли было спасти Анну? Однозначно – да. Если она покаялась и пришла бы к Богу, потому что исповедь – это изменение мысли и сознания. Но катарсиса не произошло и финал вполне себе предсказуем. Она искала столько не любви, сколько чувственных наслаждений, любви-эроса, которая целиком и полностью парализовало ее душу, став рабом сладострастия. Анна продолжала грезить о Вронском как о спасителе ее души, как об источнике вечной и неиссякаемой радости, но она не знала, что страсть и эрос в человеческих душах лишь незваные гости и тут же испаряются как только один из них открывает глаза истины. Нельзя искать смысл жизни во внешнем мире, а иступленное желание найти свободу вне религиозных нрав обречена на фиаско. Ошибка Анны в том, что она не смогла прежде всего примириться с самим собой, найти гармонию в своей душе, а бесцельно продолжала вращаться вокруг объекта своей любви.
Прототипом Льва Николаевича Толстого в романе выступает Константин Левин, и ведь не случайно роман часто называют автобиографичным. Философские и религиозные размышления Левина о судьбе российской аграрной системы, о Боге, любви, природе — это попытка зайти вглубь себя и найти свое предназначение в этом мире, его экзистенциализм вне материального мира. Константин Левин – фигура грандиозная, широкая, испепеляющая и исступленное желание найти ответы на вечные вопросы жизни делает его человеком увлеченным и не равнодушным к жизненному бытию. Он мучительно ищет истину, старается обрести душевную гармонию между самим собой.
Анна и Левин именно те люди в романе, которые страстно хотят подействовать на мировой ход в истории, но при этом Левин думает о проблемах России, о судьбах крестьян и дворян, то есть не зациклен на себе, а Анна напротив замыкает свое счастье внутри себя, словно весь мир должен был крутиться вокруг ее капризов. Каренина, же не отыскав счастья в личной жизни и разочаровавшись во всем, решает вернуться в точку невозврата. Отчаянный шаг Анны – это надежда обрести счастье в ином мире, вновь пробудить чувства Вронского к ней и в конце концов через смерть воскресить любовь. Левин смог достойно пройти тернистый путь – завоевать сердце любимой девушки, создать брак, заняться политическими вопросами России и отыскать Бога в сердце своем, и даже жалкая попытка самоубийства на фоне продлённой работой над своей душой выглядит в романе как «прощение Бога» и не кажется стыдным поступком, потому что в семье он находит смысл своего бытия. Дихотомичное сравнение жизненных путей Анны и Левина в романе не просто случайность, а отражение российского общества тех времен, в котором раскрывался переломный кризис в судьбах людей. В конце романе Левин все же находит ответы на свои вопросы:

«Я искал ответа на мой вопрос. А ответа на мой вопрос не могла дать мне мысль, - она несоизмеримо с вопросом. Ответ мне дала сама жизнь, в моем знании того, что хорошо и что дурно. А знании это я приобрел ничем, но оно дано мне вместе со всеми, дано потому, что я ниоткуда не мог взять его. Откуда взял я это? Разумом, что ли, дошел я до того, что надо любить ближнего и не душить его? Мне сказали это в детстве, и я радостно поверил, потому что мне сказали то, что было у меня в душе. А кто открыл это? Не разум. Разум открыл борьбу за существование и закон, требующий того, чтобы душить всех, мешающих удовлетворению моих желаний. Это вывод разума. А любить другого не мог открыть разум, потому что это неразумно».

В романе скрыто очень много тайных и сакральных символов, которые ведут к разгадке романа. Железная дорога – предшествующий знак начала стихийных бедствий, занавес нового «железного века». Знакомство Анны и Алексея Вронского происходит на железной дороге, а гибель сторожа в этой сцене, тайно предвещает трагедию их любви и развязку их отношений. Для Льва Толстого железная дорога имеет прежде всего апокалиптический смысл, к которому идет человечество. Появление поездов в 19 веке – это так же олицетворение научного прогресса, это мост между страстью и любовью, жизнью и смертью, то есть поезд становится средством этого перехода. Любая цивилизация, которая строится на зле, лжеценностях, где прогресс выступает выше моральных и христианских принципов рождает своего Мефистофеля, сеющий мир хаос и мракобесие. Ярким доказательством тому кровавый 20 век- две мировые войны, Великая депрессия, испытание атомной бомбы, голод, холод, подмена религии коммунизмом и многомиллионное разрушение человеческих судеб. Рельсы и паровоз – это толстовские пути ада, где неизбежна человеческая гибель, там, где зачинаются мысли о переменах своей жизни будучи имея все блага, там же и начинаются мировые революции и кровопролитные войны. Анна Каренина-предшествующий символ русской Февральской и Октябрьской революции, ее душа мечется и не знает покоя, и любая революция по своей природе мистична и трагична, так как она не обходиться без жертв. Финальный аккорд к роману завершает Левин своим красноречивым высказыванием :

«...Жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от того, что может случиться со мной, каждая минута ее- не только не бессмысленна, какой была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!»

Комментарии


'у нее было все для счастливой семейной жизни – муж, ребенок, кровь над головой, благополучие. '

Грустная у вас опечатка в слове 'кровь')

Что касается рецензии - абсолютно блестящая и виртуозная.
Большое спасибо.
Ваша мысль об отчаянном шаге Анны и то что она хотела в ином мире примирения с Вронским - поразила.
Про эффект домино тоже хорошо. Некая цепная реакция распада атома Эроса, ещё более жутко отражённая в повести Лескова ' Леди Макбет Мценского уезда.

Вот только не совсем согласен с вами, что Анне нужны были наслаждения.
Это было то, что смог дать ей Вронский.
Он не дал расправиться крыльям её души.
И фамилия то какая мрачная у него - в ней ворон, пророчество.
А в фамилии Анны - словно зловещая тень от этого ворона.

Ещё раз спасибо за рецензию)


Спасибо  вам большое за отзыв и за столь высокую оценку)


Опечатка - исправимо:)


По поводу наслаждении-  эту мысль можно истолковывать по-разному и ваше мнение тоже безусловно имеет место быть ....Вы знаете,  женщине можно многое что простить в жизни за ее глупости,  и наверно даже измену, но когда она забывает своего сына и уезжает с Вронским за границу ради собственного счастья ( не стоит забывать нравы и традиции 19 века) -по мне это слишком эгоистично и причина как раз в том самом злопоучном эросе....


P.S. Можно влюбиться в человека и будучи пребывая в браке , но в вспомните знаменитую фразу из «Евгения Онегина» - « .... но я другому отдана , я буду век ему верна»!


Опечатка - исправимо:)

Кстати, Марина Цветаева любила такие вот опечатки, в том числе в своих изданных стихах.
Есть в них какой-то мрачноватый элемент художественности и... рока.

но когда она забывает своего сына и уезжает с Вронским за границу ради собственного счастья ( не стоит забывать нравы и традиции 19 века) -по мне это слишком эгоистично и причина как раз в том самом злопоучном эросе....

Вы правы, ситуация кошмарная.
Но в том и прелесть классики, что многие моменты в ней - мучительно раздвоены, словно дерево в которое попала гроза.
Если бы я был психологом.. я бы предположил, что этот акт бегства Анны с Вронским и оставление сына - спиритуалистический акт суицида и бессознательного тупика, желания броситься покане под поезд а в поезд.
Не случайно пейзажи её путешествия с Вронским похожи... на маленький рай.
Кстати, писательница Надежда Тэффи хотела написать серию рассказов из русской и не только русской классики, чуточку апокрифических.
Один из таких рассказов должен был быть как раз о сыне Анны после того как она покончила с собой.
Любопытно.

но в вспомните знаменитую фразу из «Евгения Онегина» - « .... но я другому отдана , я буду век ему верна»!

Да, строчку Татьяны я помню)
Но помню мысль Набокова, что в Татьяне чуточку было посеяно зерно Анны, её томления.
А Розанов так вообще дивно писал в своих Опавших листьях о муке Татьяны, почему-то не показанных Пушкиным ( и не увиденных Достоевским).
У неё ведь не было детей. Она была за возрастным человеком, ходила на рауты и в дома, и там были семьи счастливые и смех детей.. а у неё ничего не было и.. быть может и не будет. Никогда.
Это тоже невыносимо.


Вы правы, ситуация кошмарная.
Но в том и прелесть классики, что многие моменты в ней - мучительно раздвоены, словно дерево в которое попала гроза.
Если бы я был психологом.. я бы предположил, что этот акт бегства Анны с Вронским и оставление сына - спиритуалистический акт суицида и бессознательного тупика, желания броситься покане под поезд а в поезд.
Не случайно пейзажи её путешествия с Вронским похожи... на маленький рай.
Кстати, писательница Надежда Тэффи хотела написать серию рассказов из русской и не только русской классики, чуточку апокрифических.
Один из таких рассказов должен был быть как раз о сыне Анны после того как она покончила с собой.
Любопытно.


Очень интересный взгляд на любовь Анны и Вронского. Отыскать кусочек рай, где ее любят по -другому и видеть в этом смысл своей жизни. Бердяев как -то писал, что любовь - неземная гостья, она зовет к иной жизни. В силу инородности ей трудно ужиться в нашем мире -" она не здешний цветок", гибнувший в среде этого мира. Я думаю, что Толстой как раз на такую любовь и намекает, их любовь духовно бесплотно и эгоситично в этом мире, ибо обречена. Надежда есть- воссоединится с ним в раю...)

я думаю, что Пушкин ставил целомудрие выше женского счастья. С точки зрения христианских заповедей он показал чистоту женской души и конечно ее непорочность, при этом забыв про "личное счастье".
Ведь если бы она приняла предложение Онегина - это весь христианский смыл повести был бы загублен.
Поступок Татьяны - это высшая степень отречения от самого себя ради Христа. Мне кажется Пушкин именно это имел в виду.