Больше рецензий

29 августа 2020 г. 10:22

1K

4 Увлекательное путешествие от перспективы в живописи до рекламного образа

Переворачивает взгляд на живопись. Из последнего прочитанного эта книга в большей степени требует понимания абстрактных понятий и абсолютную вчитанность в текст. Это не лёгкое чтение, в том плане, что помечтать и подумать о своём, параллельно читая, Вам удастся вряд ли.

Книга состоит из 4 основных блоков:

1. Перспектива в живописи и что изменилось с приходом фотографии.

Раньше человек был в центре, картина было создана для того, чтобы человек на неё смотрел. Появление фотографии стало сродни открытию гелиоцентрической системы - Солнце, оказывается, не крутится вокруг Земли, мир не крутится вокруг человека. "Благодаря камере не зритель приходит к картине, а картина приходит к зрителю". Картина теряет уникальность, потому что её видят все, а не круг допущенных и избранных. С другой стороны, она приобретает ещё большую ценность, потому что является ОРИГИНАЛОМ бесконечных репродукций.

2. Роль женщины в искусстве.

Самая интересная глава. "Присутствие мужчины держится на обещании силы, которую он воплощает. Если это обещание внушительное и убедительное, то и присутствие его заметное." Женщина же всегда содержит в себе наблюдателя (субъект) и наблюдаемого(объект) - она всегда смотрит на себя чужими глазами. Она создает образ (объект), которым будут любоваться со стороны мужчины (субъекты), т.е. женщина всегда смотрит на себя глазами мужчины. Художники использовали это, чтобы показать взаимоотношения женщины, художника и зрителя, а также для того, чтобы создать идеальный образ женщины в живописи. Были даже мысли собрать такую женщину по частям - голову одной, руки второй, ну и так далее, но! столкнулись с тем, что это означает безразличие к каждому отдельному человеку.

3. Масляная живопись.

Что она привнесла? Возможность обладать вещью, не имея её в физическом воплощении. С помощью масляных красок можно передать текстуру и добавить объем, сделать реальным изображаемое. А для фантазёра разве есть разница реальна вещь или её нарисовали, но он ей обладает? На картинах прошлого аристократия всегда изображена с лицами почти безликими, чтобы подчеркнуть отдаленность от смотрящего, подчеркнуть, что в этих взаимоотношениях картина-зритель есть только зритель. Люди "попроще", наоборот, изображались улыбающимися, показывавшими зубы, чего аристократия не позволяла себе никогда. Такое поведение считалось более реальным, более заискивающим перед зрителем - желание понравиться.

4. Реклама.

"История - это всегда отношение между настоящим и его прошлым. Следовательно, страхи настоящего ведут к искажению прошлого. Прошлое нужно не для того, чтобы в нём жить, прошлое - это колодец, из которого мы черпаем воду, чтобы действовать в настоящем."
Масляная живопись - это всегда про отображение настоящего, того, чем человек обладает сейчас, в том числе их самих.
Реклама никогда не отображает настоящее - только будущее, то будущее, которое будет у Вас, если Вы купите/приобретете/измените/улучшите.

Любителям живописи и фотографии - читать.

Книжный блог "Камин"