Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

27 августа 2020 г. 00:18

2K

5 «Скандал в благородном семействе».

У Теннесси Уильямса самые лучшие пьесы – о личном несчастии. Особенно – о женском несчастии. И при этом они же, замечательные женщины, показаны у него полнее, сильными персонажами, которые в состоянии вынести свой несчастливый «крест» – в отличие от мужчин.

В «Кошке на раскаленной крыше» есть этот же гендерный перекос. Казалось бы, мужчины в этой пьесе тоже мучаются. Но они слабее своих женщин. Они больше боятся смерти. Они убегают от собственной боли в алкогольное забытье. На их фоне, сломанных и отчаявшихся, именно женщины выглядят хозяйками положения; именно их, женское, слово оказывается бесповоротным. eu3gu641-r.jpg Сюжет прост и понятен, и неважно, в каком уголке земного шара развиваются события. Вот нам показывают богатый Юг середины 20 века. Смертельно заболел обеспеченный плантатор – рак четвертой степени. Вылечить его невозможно. Врачи обманывают его: дескать, не рак у него, а просто кишечные колики (чтобы меньше волновался, все равно же не спасти). Но все домашние в курсе: нужно уже готовиться к похоронам.

В борьбу за наследство вступают два сына плантатора и их жены. Первая семья (Гупер и Мэй) – нелюбимая у богача, но зато плодовитая и счастливая; вторая (Брик и Мэгги) – любимая, но бездетная и несчастливая.

Брак Мэгги и Брика – это пытка для обоих. Давняя ошибка и ревность разрушили их отношения. Мэгги обожает своего мужа и мечтает родить от него, Брик же живет с ней из обреченности… и просто потому, что у него нет силы воли, чтобы от нее уйти. Брик спивается. Мэгги чувствует, что ему нужна помощь, но ничего не может сделать. А тут еще и болезнь старого плантатора. Брик, хоть и любимый сын, может не получить наследство из-за своего пьянства. Его брат Гупер на его фоне выглядит лучше, уж он-то сможет, в отличие от Брика, управлять плантацией. И Мэгги – упрямой «кошке» Мэгги – не остается ничего иного, как бежать за уходящим поездом, пытаясь запрыгнуть в последний вагон. Все – только бы не лишиться любимого мужа и состояния его семьи. Именно она – «кошка на раскаленной крыше», которой лучше бы отказаться от бессмысленной борьбы за любовь и счастье… все равно же ничего не сделаешь, нельзя исправить прошлое, нельзя заставить человека любить и уважать тебя. Но Мэгги борется вопреки всему. Из упрямства. Из страха снова оказаться нищей. Из страха остаться в одиночестве.

Мэгги – идеальная «кошка». Как бы ни трепала ее жизнь, она справится, выдержит. Этим она похожа на Скарлетт из «Унесенных ветром». Скарлетт не понимала, как можно жить без денег, – и Мэгги не понимает. Скарлетт искренне верила, что сможет вернуть Ретта, хотя тот ясно ей сказал, что любовь прошла. И Мэгги такова: ей легче пустить свою жизнь под откос, потратить лучшие годы своей жизни на бесплотные усилия – все лучше, чем отказаться от мужчины, который ее разлюбил.

У Уильямса в пьесе все максимально пессимистично. Не только Мэгги и Брик не понимают себя и друг друга. Остальные герои пьесы тоже запутались в отношениях. Они не любят и не уважают. Ими движут расчет, подлость, упрямство, похоть и страх. Каждый обманут. Каждый обречен на несчастье. Может быть, раньше эти отцы и матери, сыновья и дочери любили друг друга. Но теперь эта любовь либо испарилась вовсе, либо ушла так глубоко, что ее не рассмотреть. А может, и не было ее, любви этой. Оттого и дети повторяют ошибки своих родителей. b2khj288-r.jpg Как итог: пьеса прекраснейшая, тонкая и трагичная. Лучше, конечно, смотреть, а не читать, благо на ютубе есть отличная постановка театра Маяковского от 1989 г.

Прочитано в рамках Игры в классики (14 тур).

Комментарии


Какое жуткое название произведения..
Гоголь вспоминал, что Пушкина будто-бы веселило зрелище кошки на горящей крыше.
То ли Гоголь привирал, или его слова, то ли... он проецировал своё отношение к кошкам, которые были близки "дьявольской силе".
Пушкин однажды и правда видел такое зрелище и оставил воспоминание об этом, но он любил кошек и тон воспоминаний, насколько помню, очень чуткий.
Дети смеялись над ней, да. А кузнец выговорил им что-то за бессердечность и сам полез её спасать.

Врачи обманывают его: дескать, не рак у него, а просто кишечные колики (чтобы меньше волновался, все равно же не спасти). Но все домашние в курсе: нужно уже готовиться к похоронам.

Жестоко. Очень. И трусливо.. очень трусливо. Это подло!
Человек, зная что осталось не так много, мог прожить эти оставшиеся ему дни или недели по настоящему, подумать о чём-то самом главном.. наконец, сказать кому-то самое главное, быть может женщине...

Но теперь эта любовь либо испарилась вовсе, либо ушла так глубоко, что ее не рассмотреть. А может, и не было ее, любви этой. Оттого и дети повторяют ошибки своих родителей.

Любовь в этом плане похожа на сад: за ним нужно ухаживать.
Хотя наткнулся я как-то в деревне на дикий яблоневый сад. Он уже и не яблоневый.. яблочки одичали и на вкус стали другими. Мне на голову одно упало а потом я полез ( почти в отместку, за ветром, что сбросил яблоко на меня) на яблоню и сам чуть не упал.
Дивное место. Как Эдем... нежно запущенный.
Если бы Ева тайком пробралась ночью через полгодика в Эдем, она бы увидела мой сад... и быть может меня, падающего с дерева)

Спасибо за рецензию, Даян)


Любовь в этом плане похожа на сад: за ним нужно ухаживать.

Это точно! На гибель в пьесе обречена красота как искренних человеческих отношений, так и старых плантаций Юга, перекликающихся с чеховским вишнёвым садом. И об этой ускользающей красоте сложно не грустить. Но сочетание лиризма с юмором позволяет хотя бы немного снизить градус печали об обречённой красоте. Уильямс действительно многому научился у Чехова, портрет которого всегда висел в рабочем кабинете американского драматурга.


Спасибо, Людмила, за нотки Чехова. Всегда интересно от вас узнавать о таких деталях)
Портрет Чехова... славно.
У Генриха Бёлля вроде был на столике бюстик Платонова.
Славно всё это...
Людмила... а вам снился когда нибудь Чехов?)
Мне вот пару раз снился Набоков и Платонов... Цветаева снилась...


Нет, Саша, Чехов мне не снился. Мне вообще редко снятся сны. Хотя правильнее, наверное, было бы сказать, что я просто не помню их после пробуждения.)


Не помните сны после пробуждения?
Но ведь это... так по Чеховски)
Почти Вишнёвый сад... вишнёвый сон.
Вы уходите, просыпаетесь, а в домике тусклого сна остаётесь вы и что вам снилось)
В какой то пьесе гг сетовал на то, что любимая ему не снится.
Разный бывает характер. Наверно он любил её в жизни как во сне. А вы... Людмила, наверное любите так жизнь, потому и не помните сны)
Что есть жизнь? Сон... Кальдерон ещё писал об этом.