Больше рецензий

26 августа 2020 г. 07:32

2K

5 Спойлер "Он спал, и Офелия снилась ему..."

Борхес писал, что в мире ничего не умирает, оставаясь в некой памяти вселенной: в вечернем метро мы можем встретить профиль Христа — простой человек прошёл мимо.
А руки, показавшиеся на прилавке, продающие нам книгу, могли быть руками легионера, пронзившего бок Христа.
Быть может, вся эта неупокоенная память и мука времени будет жить, призрачно скитаясь из эпохи в эпоху до тех пор, пока человек не проживёт её сполна, не станет чувствовать светло, не причиняя боль несвободы даже маленькой птице в клетке.

Перечитав по совету подруги повесть Лескова, на улице, в искусстве, стала мерещиться мне Катерина Львовна: её иссиня-чёрные волосы, цвета вечерней реки, видел я у своей подруги.
Её грудной и озорной русалочий смех слышал я проходя мимо оконного омута поздним вечером.
А потом настал черёд искусства: тени Катерины я видел у Гоголя, в «Русалке» Пушкина, Анне Карениной, Мадам Бовари, Катерине из «Грозы», и дальше, дальше следовал мираж, взяв моё сердце как бы за руку.
В исторических, инфернальных женщинах я видел Катерину: Аспазия, Нинон де Ланкло..
Я подмечал её сны в снах искусства: в горбатом мужичонке-карлике из сна Карениной, я видел странного кота из сна Катерины — первое явление кота Бегемота из Мастера и Маргариты в русской литературе.

Катерина с котом —  это дьявольский и фрейдовый перевёртыш чеховской «Дамы с собачкой»: у Чехова была белая собачка — её душа… а у Лескова — фотографический негатив телесного и тёмного Эроса, онанистический мотив Евы в раю под яблоневым древом добра и зла, ласкающей себя во сне, в которой ей приснился первый мужчина: нет ей в этом мире равного, чтобы обнять его: её руки проходят сквозь белый туман тела мужчины, роскошных царств и власти.. и печально обнимают её одинокое тело.

А вот тень Катерины в повести Гоголя «Вий».
Странный молодой человек появляется в словно бы заколдованной, проклятой деревеньке, где вся жизнь, глаза людей, их сердца, как пруд, заросли голубой ряской безмолвия.
Молодой человек фактически воскрешает от тёмного сна смерти женщину, её душу… и сам ужасается тому, что он пробудил.
Это одна из главных и тайных тональностей повести, в которой, как волхвы всех времён и искусств, сошлись образы Чехова, Булгакова, Флобер, Толстого, Гоголя, Пушкина…

Итак. Евангельские, Пушкинские декорации заколдованного дома с вечерними, карими окнами, с ресничной опушкой женских пальцев прижатых в тоске к стёклам: ожидание чего-то невозможного… но точно не ожидание своего старого мужа, похожего на колдуна у Гоголя, держащего в плену девушку-душу.
Муж уехал на прорвавшуюся плотину возле мельницы: символ души-стихии женской, вообще человеческой, как бы закованной в смирительную рубашку бетона, эгоизма и равнодушия людского, желающего подчинить себе всю природу, с её роскошью звёзд, лесов и рек, не выслушав даже, что хочет сказать человеку природа, а она может сокрушить на своём пути и невинных детей и преступников, целые города и царства.

Да, в вифлиемских декорациях мельницы, «дома хлеба», где однажды родился Христос, Слово, в душе простой женщины 19 века, родилось нечто безмерное, стихийное, тёмное, как бы вершащее суд над всем, что веками притесняло любовь и свободу.
Сплошная, круглая тишина, как алая луна взошла где-то в глубинке России и затмило на время собой солнце божие на Земле.
Клочочек апокалипсиса вспыхнул и погас, странным знамением грядущего: любовь сокрушающая, истерзанная, шествует босиком по колкому жнивью дотлевающих звёзд.

Наведём фокус на бьющееся сердце повести и рассмотрим приём Лескова, обогнавший своё время.
Катерине снится сон о коте в постели, которого она гладит.
Первое явление кота снится перед убийством её свёкра, мышьяком: чем заканчивает Эмма Бовари, тем Катерина начинает: кошка съедает мышь — убирается первое препятствие на пути души Катерины с её тёмным, крылатым плеском любви, как бы прорывающей плотину быта — в бытие.. инфернального существования.
Цепные псы без привязи возле её дома — суть образы псов у входа в Аид.
Ночь становится природной стихией её души, а луна — её сестрой.

Второе явление кота во сне предвещает убийство ею мужа. И здесь Лесков применяет свой приём: ласковой, бархатной поступью он проникает в сон Катерины лунным светом через окно, откуда пробрался и кот, освещая зловещим светом тёмное бессознательное Катерины ( неспроста она Катерина Львовна: отчество, тенью царственной кошки встало за плечами имени: она, тень, томится в клетке быта и даже имени), давая ей слово: глаза кота горят огнём и он молвит от имени убитого свёкра.
Муж возвращается домой, где в это время Катя спит с любовником Сергеем ( прелестная, серная нотка в имени, служащая как бы растопкой ада любви, инфернальности женщины).
Катя прячет Сергея за окошко, откуда он в нужный момент и появится по фатальной логике сна, словно кот и послушная сомнамбула властной женской души.

Прекрасен в художественном плане момент убийства: руки Сергея на шее у лежащего мужа, но они как у лунатика, вялы и фригидны.
Происходит таинство слияния Танатоса и Эроса: ведьмовская страстность Катерины с распущенными по плечам волосами, впервые изливается на мужа… но не в плане любви, а в плане смерти: так Панночка Гоголя оседлала Хому Брута и скакала на нём в своём эро-лирическом полёте над полями и реками.
Руки Катерины властно, поверх рук любовника, сжимаются на шее мужа: дивная андрогинность Кати!
Важно добавить, что Катерина перед этим ударила мужа подсвечником по виску.
Самой Кати тут уже нет. Мы видим как бы лесковскую вариацию Доктора Джекилла и Мистера Хайда: на первый план выходит из сумерек властная Львовна, продолжая.. фатально завершая движение сна: горящие глаза кота во сне и рана подсвечником рядом с глазами и горящий взгляд мужа на Катю.
Происходит не просто двойное убийство: умирает сын и отец, имя и отчество, тем самым освобождая имя и отчество Катерины, занимающих их место: половодье женской души, затопляющей и сокрушающей мужской мир.

Любопытно проследить Евангельские мотивы в этой сцене: Сергей лазал в окошко Кати, словно архангел Гавриил с благой вестью к Марии.
Убиение мужа — Зиновия ( в переводе, жизнь), семантической судорогой сходства наводит читателя на мысль об убийстве Христа: ладони мужа пригвождены к полу коленями Кати и Сергея.
Экзистенциальное богоборчество в духе Андрея Платонова: мысль Достоевского о виновности всех за всех, ширится до вселенских масштабов: человек виновен наравне с богом. Не больше и не меньше.
Фокус прищуренного кадра на шее и руках, как зеркальный символ русалочьего, поруганного безмолвия женщины, веками не могущей под властью мужского бога и мужчины, сказать самое себя: своё сердце, судьбу.
В фильме 2017 г. «Преисподняя» с Дакотой Фаннинг, прекрасно обыграна эта тема женского безмолвия. В конце фильма обыграна и повесть Лескова, к слову.

Гурманы от искусства могут насладиться чудесной перекличкой между данным эпизодом у Лескова и рассказом Эдгара По — Чёрный кот.
На ментальном уровне, обезумевшая от любви Катерина, замуровывает в подвале вместе с мужем — и кота из своего сна.
Напомню, что у По это была жена гг., и кот имел на шее пятно после того, как гг его однажды убил.
У Лескова пятно поспело и стало шекспировски алым, какой-то нравственной проказой, зловеще перешедшей от головы мужа, на руки Кати, а потом и на дом, на пол и ступеньки, ощетинившихся мурашками тёмных и тихих шагов.

Что-то от экзистенциальной патетики древнегреческого хора в трагедиях, ломающей «5 стену», есть в сцене убийства Катей ребёнка, племянника мужа и народа, ломящегося в дом: нравственный и фотографический негатив концовки Вия Гоголя.
Что для женщины любовь? Очень часто — всё. Воздух.
А любовничек её оказался слабовольным мальчишкой, третьестепенным персонажем шекспировской пьесы: Катя вообще не из мира Шекспира, скорее из мира Чехова, Булгакова и Цветаевой:

За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.


Но сад, Кате, хотелось бы в молодости ( как и нам). И любимого рядом. Всё. 
Любовник оказался блудливым котом, лакающего ночью её белое тело своей ладонью, мечтая о статусе и деньгах: всё это вообще не нужно Кате. Она как Настасья Филипповна бросила бы в огонь пачку денег и.. с грустью смотрела бы, как Серёжа, обжигая руки их вытаскивает.
Для Кати любовь была богатством и раем, а любовник был тем Адамом, из-за которого она утратила рай, но унесла воздух рая под грудью, в виде ребёночка.
Именно Макбетовская жажда власти и денег, заставила Сергея совратить на убийство наследника, племянника — Катю.

Катерина превратилась в Офелию, чьё сердце кувшинкой плыло по синему течению воздуха, по течению внешних и внутренних стихий, которые она сама освободила.
Поразителен эпизод, когда мальчик Федя играл на улице с замёрзшим ледком весенних луж и простудился, слёг: водная, тёмная стихия-сестра, как бы становится соучастницей тёмных мыслей Катерины, которые она уже не контролирует.
Сердце Кати просто течёт по воздуху, а тело и душа, два убийцы, замышляют страшное.
Читатель видит апокрифический, тайный и совместный сон Кати и Сергея о коте, не осознавая этого: в комнате ярко проявляется подсвечник и дрожит у окна осенней листвой огоньков, и любовник в котиковом воротнике медленно тушит, срывает листки огоньков: сон занимает место реальности, выдавливая из неё людей, их сердца.

Свершается катарсис какого-то спиритуалистического преступления: беременная душит подушкой ребёнка, читавшего святцы о мученике Феодоре Стратилате ( по легенде, распятом и боровшегося со змием), навалившись на подушку — своей упругой, крепкой грудью.
Перед читателем уже не Катя: посмотрите на её гордую и отчаянную тень на стене: в ней что-то от Медеи, от тех женщин былых веков, царственно ступавших каблучком алым сердца по искусствам, груди поэтов, мучительно-жарких снам отшельников.
Катерина совершенно свободна в своём преступлении и разврате воли.. не к власти, как у Ницше, но к любви.
Де Сад перед ней кажется простым мальчишкой, держащим её снизу за крыло, как за руку.
У неё всё, вся душа, судьба.. весь мир, положены в жертву на алтарь любви: ничего нет и не нужно в мире кроме любви. Всё сон кроме любви.
Так человек, долгое время парализованный, чувствует, как его ноги, руки, словно бы оттаивают от векового сна: он чувствует малейшую рябь складки постели, которая как бы является его частью, чувствует улыбчивый шелест листвы за окном которой он может в любое время коснуться: она тоже словно бы добрая часть его тела, оттаевшая и подчиняющаяся ему: в преступлении Кати есть что-то от пароксизма самоувечий, отсечения лишнего, «слишком человечного», мешающего и сковывающего небесную душу.

Эпизод с убийством мальчика напоминает инфернальное жертвоприношение… прежде всего души Кати.
Она в этот миг — сама Геката, царица ночи, вскармливающая звёздным молоком ребёнка, по имени смерть.
Её муж — замурован где-то в подвале. Её ребёнок, вместе с сердцем — замурованы у неё под грудью.
Катя живёт и чувствует уже потеряв берега, бледными крыльями качнувшихся над лазурью реки: живёт внахлёст, как бы пряча тех, кто ей мешает любить, по ту сторону жизни, куда уже стремится и она: она уже вся любовь. В жизни её почти уже нет.

О грудная память крыльев в объятии того кого любишь и ощущения ребёнка у сердца своего, которого.. сердце Кати чувствует, ей не удастся подержать у себя на груди: этим убийством она оплакивает и своего ребёнка, свою новую жизнь, так трепетно вынашиваемую под грудью.
Как и в конце романа Мастер и Маргарита, рассветные тени упали на город и любовник оказался трусливым котом, предавшим её.
Сильнейший момент, когда Кате, израненной кнутом, приносят её ребёночка и она отворачивается от него к стене: она уже по то сторону добра и зла, жизни и смерти: раз нет любви, раз предали, то и мир не нужен с его детьми и грубой плотью: это словно бы чужой ей ребёнок. Смутная память о её теле, а в теле своём Катя себя не ощущает — она теперь вся — израненная душа.
Абортивный жест спиритуалистического суицида. Как там у Цветаевой?

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.


Так душа, покинувшая тело после смерти, оборачивается на него и равнодушно смотрит: кто это? Что это?
Катя уже лишь уголком сердца живёт в этом мире, полуразрушенном, апокалиптическом, и в этом страшном мире, как церковка полуобвалившаяся, уцелело лишь одно — её Серёжа, с которым.. за которым она едет на каторгу Эвридиковой тенью.
Её душа как бы разбилась на две части, утратив целостность, явившись за нею, как ангелы смерти, в образах двух женщина на каторге: инфернальной Сонетки и спокойно-нежной, измученной душой — Фионы ( внимательный читатель подметит пронзительный момент когда она в горе прижмётся к её груди, как бы обратившись в ребёнка: на ментальном уровне это её тоска и боль о своём сыночке, с которым она как бы поменялась местами).

Уже не с другой женщиной, но с душой Кати, распятой, безкрылой, изменяет её Серёжа: похоже на изощрённую пытку в аду любви.
Не за её душою пришли эти женщины, но за телом… её любимого.
Последние страницы мерцают атмосферой чистилища и снегового пепла, безвольно падающего на тёмно-синие волны реки, по которой, на плоту Харона, грешные души переправляются в свой Аид.

Всё встало на свои места. Вот мерцнул тут самый подсвечник из её прошлой жизни в образе плошки, осветившей измену.
Четвёртый и последний раз ( по числу убийств), мерцнул образ кошки, но уже из уст Сергея, в лицо Кати: облезлая кошка.
Сорвётся их уст Кати и слово — змея, в глаза Сергея, замкнув тем самым змеиную символику в повести: муж перед смертью назвал её змеёй; убитый мальчик Федя читал житие Феодора о битве со змием: муаровое, змеиное слово — измена, как сказал бы Набоков.

Отторгнув предателя Сергея, его телесность, словно сбросив с себя кожу змеи, Катя впервые предстала во всей своей обнажённой красоте души, с молитвой на губах и улыбкой смотрящей в бездну: есть что-то в ней в этот миг от Жанны д Арк.
Её последняя дуэль с разлучницей Сонеткой ( своим сном!) и предательством мужчины, одновременно похожа и на битву Феодора со змием возле реки на противоборство Гумберта своему альтер эго — Куильти.

Покойся с миром, милая Катя. Твоей большой любви не было места в том времени.
Ты отважилась на бунт, которому не было равных в истории: ты бросилась с плота Харона в свою, родную стихию тёмной реки, как русалка: ты бросила вызов купеческому и скучному безумию мужского Рая и абсурду рабской жизни.
Ты стала собою всецело — стихией и ветром над бурливой рекой.
А пока ты ещё не слилась совершенно с милой природой, эпохами, всеми нами, я, кто всё это время нежной тенью следовал за тобой, подхватываю твою лёгкую души в свои крылья и возношу над 19 веком и Землёй.

Голубая лагуна земли ласково сверкнула под нами и звёзды зашелестели доверчивым и талым холодком.
 Катя, ты сполна искупила всё своей любовью, которой была верна до конца.
Ты просто родилась не в то время.
Ты озябла, родная? Возьмись за кончики крыльев моих у себя на плечах и закутайся в них: так Мастер однажды накинет на озябшие плечи своей Маргариты тёмно-синее пальто…
Давай приблизимся ближе к Земле и покинем звёзды навремя.

Та эпоха, где ты жила — насиловала душу, свободу, заставляя их в муках корчиться, доводя до бреда и греха.
Ты просто бредила, Катя. Теперь всё хорошо, ты в безопасности, ты — снова ты, ты — сразу душа среди звёзд!
Посмотри: в Костромском уезде муж вернулся после нескольких лет отсутствия.
Он не любил жену и относился к ней как к вещи, не желая прислушаться к её душе.
Жена томилась в любви и прижила в его отсутствие ребёночка.
Озверевший муж бьёт её жестоко, тащит на кладбище, бросает в яму и забивает ей в рот свалившийся с могилы крест, а потом острым основанием креста буравит ей грудь, живот и горло.
Женщина как бы сораспята с Христом на его кресте.
Женщина была распята в веках жестоких и грубых, а этого не замечали, Катя.
Послушай, муж шепчет хрипло: нет, сразу тебя я не убью…
Он уволакивает окровавленную женщину домой, избивает кнутом и подвешивает обнажённую за волосы к потолочной балке.
Маленький ребёнок сидит на полу, плачет и смотрит на ад своей матери..

А вот другой эпизод из святцев «жития женщины».
Волынский уезд. Муж, как инквизитор, выбивает у жены признание в измене, увеча её кнутом.
Подвесил голую за ноги и продолжает истязать.
Женщина обливается кровью и кожа лоскутками сходит с её белого, нежного тела.
Женщины, стоявшие поблизости, плачут а мужчины боятся подойти. И это.. мужчины?
Она не созналась ни в чём.
Любила ли она кого-то? Вечная тайна сердца женщины…

Здесь, с просиявшей, голубой высоты, я открою тебе тайну, Катя.
Чувствуешь мои тёплые и светлые объятия? 
Среди звёзд уже нет мужчин и женщин, есть лишь душа человеческая, но именно женщины выстрадали в истории некий ген любви, который там, на Земле, доступен и мужчинам и женщинам: голубой прохладой звезды он влился в человеческую кровь.
Мужчины горели на кострах и распинались и… выстрадали некую звёздную правду о жизни, не отреклись от неё, но женщины...под пытками не отреклись от своей любви, не предали любовь как таковую, и тело, словно истерзанная одежда падала к ногам их души и оставалась одна любовь — обнажённая, яркая: ею одной жила женщина; не нужно было ей ни власти, ни сокровищ…

Само естество женщины было гонимо и презираемо, подобно христианам в начале эры, и женщины прижимала любовь, сердце свою, к груди, как ребёнка, укрывая от ударов безумного мира.
Ты закрыла лицо руками, Катя? Ты плачешь?
Что ты увидела?
Витебский уезд. Муж заподозрил жену в измене и подвесил за ноги и за руки к полатям и развёл огонь под ней..
А женщина просто тянулась к свету и хотела глотнуть хоть капельку любви в этом безумном мире.

Вологодский уезд. Брачная ночь. Мужчина звереет в постели: на простыне нет крови… он не понимает женского естества, что крови может и не быть, если быть нежным. Символично, правда, Катя?
Вот он берёт её за волосы, и выволакивает обнажённую, невинную, на улицу на посрамление всех людей.
Её проводят по дороге и смеются над ней.
За своё естество мужчины никогда не были так презираемы и даже распяты.
И все эти ужасы были рядом с тобой, милая Катя.

Да, во всех нас есть этот таинственный ген любви, выстраданный женщинами: любви превыше всего.
Все люди равны и добры в своей природе, но есть писатели, такие как Достоевский, имеющие уникальный опыт казни и ада, и такого как он больше нет.
В истории женщин было нечто, что по силе и опыту ада и рая — равно Достоевскому.
Это и есть та самая таинственная женственность. Храни её, Катя, не предавай.
Сейчас всё уже позади…

Знаешь, у меня там, на Земле, есть одна нежна подруга.
Она бы хотела с тобой познакомиться.
Мне хочется подарить тебе возможность пожить с нею в 21 веке, в свободе и роскоши чувств, отдохнуть измученной душой.
У тебя ведь не было ни одного друга, Катя.
Была такая поэтесса: Цветаева. Она как-то писала своему милому другу:

Если бы можно было родиться заново, я бы родилась 100 лет назад — в Воронежской глушайшей губернии, что бы ты был мой сосед по имению.
Чудачек было не мало и тогда — как и чудаков.
Сошла бы. Сошли бы.


Катя, перед тем как проститься со всеми нами, словно Афродита, войдя в синюю стихию воды, став пеной прибоя ( такой картины почему-то нет на земле: не нужная миру Афродита возвращается на свою родину), у тебя будет возможность надышаться сердцем, свободой, с моей подругой, прочесть книги, исполненные подлинной страсти и красоты, к которой была так чутка твоя душа: тебя оградили от всего этого, Катя.
Ты с удовольствием прочитаешь «Идиота» Достоевского, Грозовой Перевал и стихи Марины Цветаевой.
Подруга поведёт тебя вечером под тёмными, купавными окнами в вечерний город: он так похож на пену прибоя цветения яблонь под звёздами…
До встречи, моя милая Афродита!
Для такой как ты ещё не готова земля.

картинка laonov
Герберт Джеймс Дрейпер

Благодарю Надю Femi за чудесный совет.
Попытался взглянуть на эту повесть под другим углом и... открыл для себя много нового. Спасибо тебе и прости за некоторые моменты в рецензии.

Комментарии


Саша, я читала "Леди Макбет Мценского уезда". Я даже рецензию писала, наверно затерялась. У меня часть рецензий полетели по техническим причинам. Но это ерунда.
Твоя рецензия меня заставила неспящую ещё проснуться и написать, что сражена я твоей литературоведческой работой.

Для Кати любовь была богатством и раем, а любовник был тем Адамом, из-за которого она утратила рай, но унесла воздух рая под грудью, в виде ребёночка.

Я эту Катерину Львовну очень люблю, именно лесковскую на страницах книги, все ее поступки не то, что оправдываю, а бесконечно ее жалею. Но встретиться с ней сейчас подобно твоей подруге я бы не решилась. Она человек своего времени. И в отличии от на нее похожих женских образов, она же не страдала в браке. По крайней мере так Лесков описывает, что всем она была довольна, вот только бы еще ребеночка и все бы было хорошо.
Да пробудилось в ней все о чем ты так хорошо, подробно написал.

Катерина превратилась в Офелию, чьё сердце кувшинкой плыло по синему течению воздуха, по течению внешних и внутренних стихий, которые она сама освободила.

Офелия для меня непонятный и просто красивый женский образ.
Но что пугает меня в Кате - это то, что она убивает детей. Эта ее любовь выше спасения ребенка? Что-то в этом умершее, неживое, как ты правильно написал

раз нет любви, раз предали, то и мир не нужен с его детьми и грубой плотью: это словно бы чужой ей ребёнок. Смутная память о её теле, а в теле своём Катя себя не ощущает — она теперь вся — израненная душа

Она уже не живет, не может живая мать отвернуться от ребенка.
Саша, а вот эти ужасные хроники Волыни и прочих уездов ты взял из документов? Они все жутки, но разве это присуще только тому времени? Или разве нет женщин убивающих мужчин или издевающихся над ними.
Нет феминисткой я все равно не стала.
А за рецензию огромное спасибо, Саш.) Мне очень понравилась. Лескова люблю, это совсем вроде не в его стиле, а на самом деле в его.


Но встретиться с ней сейчас подобно твоей подруге я бы не решилась. Она человек своего времени. И в отличии от на нее похожих женских образов, она же не страдала в браке. По крайней мере так Лесков описывает, что всем она была довольна, вот только бы еще ребеночка и все бы было хорошо.

Катерина мягко говоря вышла из под контроля в задумке Лескова)
Он кому то в письме писал, что при написании он впадал в какое-то почти трансовое состояние и пугался своего дыхания и тени своей.
Что-то через него в этот миг проходило и выливалось на бумагу и жило своей жизнью.
Ох, слишком много в Катерине есть... что и не снилось нашим мудрецам, как сказал бы Шекспир)
Её образ, как редкий сапфир, можно поворачивать на свету и он будет играть разными красками.
В Кате много чего было, и её времени и прошлых веков и даже грядущих. Всё в ней есть. Как и в подруге моей)
Я бы тоже с ней пообщался...

Но что пугает меня в Кате - это то, что она убивает детей.

Так она не хотела этого. Это уже на совести Сергея.
В нём тоже.. что-то пробудилось. Но в отличии от Кати - нечто суетное, мелкое, тлеющее.
Там символика вообще безупречная и сложная. Попытался это в рецензии вывести.
Чуточку с элементами статьи вышла рецензия.

Саша, а вот эти ужасные хроники Волыни и прочих уездов ты взял из документов? Они все жутки, но разве это присуще только тому времени? Или разве нет женщин убивающих мужчин или издевающихся над ними.
Нет феминисткой я все равно не стала.

Да, это реальные хроники. Многое не вошло в рецензию. Там вообще страшные вещи творились в то время как раз рядом с Катей.
Какая-то инквизиция.
Вик, мне было важно именно того времени коснуться, того что рядом с Катей было.
Разумеется и мужчины страдали и от мужчин и от женщин в разные века. Человек вообще существо страдающее ( нужно на латыни это зафиксировать), но вот именно как и за что страдали тогда женщины, даже в творческом плане, это кошмар.
Понятно, что вот так поляризовать и зазграничать мужчин и женщин опасно, но есть в этом... какая-то неуловимая нотка правды.
И мужчины и женщины с разных сторон выстрадали нечто для мира, и по сути, одно и тоже, но тон и почерковый наклон этих страданий и чувства у них различается.
Это как лицо страдания и любви в вечности. Важно сохранить эти лица.

Вика, большое спасибо тебе за внимание и за славный коммент)


Благодарю, что сдержал обещание.)
Рада, что посмотрел на Катю иначе. Она тоже благодарит. Особенно за Цветаеву.)


Спасибо, Надюш)


Давно хочу прочесть эту книжку. С тех пор, как ее мне безжалостно проспойлерили. Все убились-с. Близкий мне человек отзывался о книге, как о самой трешовой в русской классической прозе. Ну и впечатлил меня рассказ о дамочке, что умудрилась из-за собственной похоти перебить половину мужского населения (фейспалм просто!).

Твоей большой любви не было места в том времени.

Лучше бы и сейчас такой любви не было место. Я, конечно, сужу только по краткому пересказу, но мне лично не импонирует человек, готовый прям убивать ради удовлетворения своей страсти. Аньку Каренину вон жалко, хотя она тоже много что натворила, а эту маньячку как жалеть... не знаю. Наверное, у меня у самой преступные и подлые склонности, т.ч. пренебрежение к чужим жизням, поэтому я всячески это осуждаю. Дабы самой в пропасть не сорваться. ))


Ну и впечатлил меня рассказ о дамочке, что умудрилась из-за собственной похоти перебить половину мужского населения (фейспалм просто!).

Мягко говоря очень упрощённый взгляд на повесть.
К сожалению, такой взгляд я часто встречал у мужчин, говоривших об этой повести. Грустно.

Лучше бы и сейчас такой любви не было место. Я, конечно, сужу только по краткому пересказу, но мне лично не импонирует человек, готовый прям убивать ради удовлетворения своей страсти.

Даян, там совсем другом. Там очень много символов. Да даже если их все и не отследить то всё равно образ Кати очень многогранный и не укладывается в одно чувство о ней.
По сути, Лесков проник в бессознательное души и любви.
В ней нет времени и пространства.
Это как взять маленькую бутылку стеклянную, наполнить её водой и положить в морозилку: вода естественно превратится в лёд, лёд естественно расширится и естественно разорвёт бутылку.
Злая ли вода? Лёд? Или глупый тот, жадный тот, кто положил бутылку в холод и безмолвие?
Лесков проследил дивный путь бессознательного... добра и зла, рождения зла из чистой любви самым естественным образом и наоборот.
Именно это важно и страшно в повести.

Наверное, у меня у самой преступные и подлые склонности, т.ч. пренебрежение к чужим жизням, поэтому я всячески это осуждаю. Дабы самой в пропасть не сорваться. ))

Да, рядом с тобой наверно иногда опасно находиться)
Меня бы мысленно убила раз сто...
Бывает.

Спасибо за коммент и внимание, Даян)


Мягко говоря очень упрощённый взгляд на повесть.

Дык я же говорю, что не читала, а только собираюсь. Мне все именно так пересказали. А судить саму повесть я не могу. )))))

Да, рядом с тобой наверно иногда опасно находиться)
Меня бы мысленно убила раз сто...

Не, ты не прав. Тебя я мысленно не убивала ни разу. Я даже неприятных мне людей мысленно не убиваю (разве что в шутку, а не со злости), а тут ты. Ну серьезно. ))))


Ох, Шура, Шура, вас бы в адвокаты.
Впрочем, вы ведь и сами пишите:

Попытался взглянуть на эту повесть под другим углом и... открыл для себя много нового.

Вы и нам показали эту повесть под иным углом.

при написании он впадал в какое-то почти трансовое состояние и пугался своего дыхания и тени своей.
Что-то через него в этот миг проходило и выливалось на бумагу и жило своей жизнью.

Верю.

Муж уехал на прорвавшуюся плотину возле мельницы: символ души-стихии женской, вообще человеческой, как бы закованной в смирительную рубашку бетона, эгоизма и равнодушия людского, желающего подчинить себе всю природу, с её роскошью звёзд, лесов и рек, не выслушав даже, что хочет сказать человеку природа, а она может сокрушить на своём пути и невинных детей и преступников, целые города и царства.

Очень сильный образ.

Но..

в душе простой женщины 19 века, родилось нечто безмерное, стихийное, тёмное, как бы вершащее суд над всем, что веками притесняло любовь и свободу.

Тёмное, неуправляемое, завладевшее ею полностью.
Ну.. Простой женщиной я бы точно её не назвала. Сытой и скучающей - да.
Простите, Шура, что грубо. Мне ведь её тоже жаль, только по-другому жаль.
От того, что, кроме Серёжи этого никчемного ничего в её жизни не было и в то наверно время и быть не могло.

Все эти реальные ужасы, о которых вы в конце пишете, они к Лесковской Кате отношения не имеют на мой взгляд.

Молодой человек фактически воскрешает от тёмного сна смерти женщину, её душу… и сам ужасается тому, что он пробудил.

В точку. Именно её, Катину, душу пробудил он.

Вы, Шура, говорите, что хотели показать всеми реальными ужасами в конце описанными, что время такое было, только какое отношение к Кате, не к символу, а к самой Кате это имеет?
Зря вы её с Настасьей Филипповной сравниваете! Тысячу раз зря.
Вот Рогожин ей подстать…

"Милой Катей" её называете.
А мне, знаете, почему-то Лиза Карамзинская вспомнилась…
Они ведь, почти ровесницы были…


Верю.

А ещё Лесков в том же письме поклялся никогда больше не писать ничего подобного. Так он был напуган.. словно бы и в нём некая бездна приоткрылась.
Это некая вариация Чёрного человека - от Лескова.

Ну.. Простой женщиной я бы точно её не назвала. Сытой и скучающей - да.

Простой она была для других. Попытался в этом тоне взглянуть на неё как бы глазами того времени, людей её окружающих.
Сытая, скучающая.. Вера, мы ведь толком не знаем что у неё в душе было. Такое чувство, что Лесков сам опасается долго задерживаться в её сознании)
Да и мы не знаем по существу что чувствуют другие люди, обманываясь на их счёт.
Вроде бы пару штришков Лесков делает, а потом холодок ужаса нас настигает: только представьте, Вера, как она, нежная, тихая пока ещё, в нужных условиях могущая стать прекрасной и любящей матерью и дивной женой, сносит косые смешки и обрывки слов от окружающих, что она "порожняя", что не совсем женщина, не может зачать.. и вовсе не по её вине. А старого муженька, которому дела нет до неё, её души.
А каково было ей каждую ( ну, не каждую, да), ночь в постели сносить на себе эти старые и никчёмные, холодные ласки мужа, фактически насилующих её душу и тело?
Она ребёночком своим, о котором мечтала, хотела прикрыться от этого ада, бросится в материнство как Анна бросилась под поезд.
Она ребёнком хотела спасти и его.. и свою душу, тело истомившееся: спать бы с ним больше не пришлось.

От того, что, кроме Серёжи этого никчемного ничего в её жизни не было и в то наверно время и быть не могло.

А это какое то проклятие: и у Эммы, и Анны, и Кати - их любовники были ниже и слабее их. Грустно.

Вы, Шура, говорите, что хотели показать всеми реальными ужасами в конце описанными, что время такое было, только какое отношение к Кате, не к символу, а к самой Кате это имеет?

Прямое. Она, Катя - женщина, в аду того времени, тёмным потоком уносящего нежные чувства и надежды чистых сердец.
В этой атмосфере нечем дышать было.. и Кати и Маше и Аксинье.

Зря вы её с Настасьей Филипповной сравниваете! Тысячу раз зря.
Вот Рогожин ей подстать…

Я и не сравнивал, Вера)
Я просто указал, что костре её пробудившейся и вихревой страсти, есть яркая искорка и Н.Ф. А точнее, - она бы могла как Н.Ф. бросить деньги в огонь. Это в ней есть.
А вот за Рогожина вам отдельное спасибо, Вера)

Вера, большое спасибо вам за внимание и за такой чудный коммент)


Книгу не читала, Саш, поэтому высказать аргументированное мнение по поводу твоего видения Кати не могу. Да и не нужно это... тут надо с душой подходить, а не по полочкам всё раскладывать) То, что ты посмотрел на героиню и её историю по-другому мне очень импонирует, хотя, думаю, я бы увидела Катю иначе. Той же госпоже Бовари я никогда не симпатизировала, хотя могу её понять и не осуждаю её.

Само естество женщины было гонимо и презираемо, подобно христианам в начале эры, и женщины прижимала любовь, сердце свою, к груди, как ребёнка, укрывая от ударов безумного мира.

Трагедия Кати вдохновила тебя приоткрыть судьбу женщины в веках, какие-то грани этой судьбы... мне кажется, ты вышел за рамки книги, и получился сильный самостоятельный текст.

В фильме 2017 г. «Преисподняя» с Дакотой Фаннинг, прекрасно обыграна эта тема женского безмолвия.

Слышала про этот фильм, но что-то опасаюсь его смотреть. Там про религиозный фанатизм, да?

Ты просто бредила, Катя. Теперь всё хорошо, ты в безопасности, ты — снова ты, ты — сразу душа среди звёзд!

Хочется верить, что те эпохи остались в прошлом... Почему-то вспоминается фраза, "времена не выбирают, в них живут и умирают". Мы, вероятно, не можем до конца понять, представить себе внутренний мир человека XIX века. Что-то от нас всегда будет ускользать... И кто знает, понравилось бы Кате в XXI веке?

у тебя будет возможность надышаться сердцем, свободой, с моей подругой, прочесть книги, исполненные подлинной страсти и красоты, к которой была так чутка твоя душа: тебя оградили от всего этого, Катя.

Этот кусочек просто понравился. Рецензия в целом грустная, но на этот моменте становится теплее на душе.

Спасибо, Саш, за проделанную работу, умение чутко сопереживать и литературные и библейские отсылки!


То, что ты посмотрел на героиню и её историю по-другому мне очень импонирует, хотя, думаю, я бы увидела Катю иначе. Той же госпоже Бовари я никогда не симпатизировала, хотя могу её понять и не осуждаю её.

Было бы интересно посмотреть как ты взглянула бы на Катю)
Она совсем не Бовари, Ник. И она сильно бы отличалась от себя в жизни.
Просто если мы пишем о литературном персонаже, то мы искушаемся перенести её образз в реальность и судить её из неё.
А в литературном произведении часто столько символов и полутонов... и всё это - тоже - Катя, как в данном случае.
И ещё дальше - многие женщины того времени. И судить просто Катю уже не получается. Как эффект бабочки, затрагиваются многое в женщинах того и этого времени.
Если быть честным, то можно было бы вывести узор, проходящий по её душе и душам многих женщин: вот это осуждаю, вот это жалею, вот это...
Но тут всё размывается. Катю легко обвинить, что часто и делают. Кто-то просто оправдывает, что тоже ложно.
Мне хотелось создать свой узор.

Слышала про этот фильм, но что-то опасаюсь его смотреть. Там про религиозный фанатизм, да?

Не совсем, Ник. Там в одном фильме рассказывается 4 истории. Все они переплетены в нечто символическое.
Во всех историях но в разных декорациях участвуют одни и те же актёры,: она и он.
И он, как символ всего грубого, глухого, в мире, что душит красоту и женскую душу в мире - в образе мужчины ли, законов общества, религиозных норм... всё это преследует женщину в этих историях.
Мощный фильм.

Мы, вероятно, не можем до конца понять, представить себе внутренний мир человека XIX века. Что-то от нас всегда будет ускользать... И кто знает, понравилось бы Кате в XXI веке?

Ты права. Можем только догадываться... а осудить всегда легко.
Понравилось бы Кате тут? А нам - там?)
Ведь Там и Здесь могут быть разными.

Ника, спасибо тебе большое за внимание)
Хорошего дня)


Но тут всё размывается. Катю легко обвинить, что часто и делают.

Обвинять вообще легко... Саш, мне кажется, если бы те, кто так любит осуждать других, могли бы посмотреть на себя со стороны в эти моменты, может быть, они бы заметили, как это порой некрасиво и неуместно выглядит. Осуждение других нужно максимально минимизировать. Для того, чтобы иметь право кого-то судить, нужно оказаться в его шкуре и испытать на себе все те опыты, которые пережил этот человек... поскольку это по определению невозможно, то и на осуждение в большинстве случаев мы не имеем морального права. Но я что-то расфилософствовалась, извиняй))

Она совсем не Бовари, Ник. И она сильно бы отличалась от себя в жизни.

Саш, из твоей рецензии понятно, что не Эмма... Я вот подумала, почему мне несимпатична Бовари, хотя я понимаю, что в тех обстоятельствах (её воспитание, душная среда, в которой она жила и т.д.) её поступки предсказуемы отчасти. У неё есть способность притягивать к себе недостойных людей. Это ведь и сегодня актуально. Уметь находить и общаться с правильными (для нас) людьми, которые будут делать нас немного лучше, а не наоборот - совсем не просто.

Спасибо, и тебе отличного дня) И у тебя получилось создать свой узор)


Для того, чтобы иметь право кого-то судить, нужно оказаться в его шкуре и испытать на себе все те опыты, которые пережил этот человек... поскольку это по определению невозможно, то и на осуждение в большинстве случаев мы не имеем морального права. Но я что-то расфилософствовалась, извиняй))

Здорово ты философствуешь, Ник)
И слово меня по хорошему поразило у тебя - опыты.
Именно. Время, люди, обстоятельства - всё словно бы опыты делают над человеком.

У неё есть способность притягивать к себе недостойных людей. Это ведь и сегодня актуально. Уметь находить и общаться с правильными (для нас) людьми, которые будут делать нас немного лучше, а не наоборот - совсем не просто.

Верно подметила.
Ник.. а может это потому, что Эммы, Анны, Терезы и Кати... просто стремились надышаться воздухом чувств, которого было лишено их сердце годами?
Они знали, бессознательно, что это на час, день, месяц.. знали, что умрут, но прежде - надышаться.
Так жаждущий порой бросается к тинистому пруду и пьёт с наслаждением тёмной страсти из него.
Нетерпение сердца.. загнанность сердца.
Да, можно бы подождать, повременить, к человеку присмотреться.. но мы то - сытые. и утолившие отчасти жажду, так рассуждаем. А .. они?
Ник, на днях встретил у Цветаевой мысль, до боли мне близкую ( как славно, как брата или друга вот так видеть в книгах свои заветные мысли!!).
Она писала, что она всегда была за гонимых. И не важно, прав он или нет, преступен ли нет.
Так и у меня, и в последнее время чаще: человек, душа.. гонимая эпохой, другим человеком... и всё как-то отходит на второй план. Все морали, личные оценки... хочется закрыть его собой и чтобы он отдышался хотя бы. А преступник он или нет - мне в данный миг не важно.
По сути, об этом и моя рецензия.

Никуш, спасибо тебе за чудный коммент)
Славного вечера тебе и выходных! С мартини)


Она писала, что она всегда была за гонимых. И не важно, прав он или нет, преступен ли нет.
Так и у меня, и в последнее время чаще: человек, душа.. гонимая эпохой, другим человеком... и всё как-то отходит на второй план.

Ой, Саш, это ты очень важный штрих добавил. Из рецензии твоя позиция защитить того, кого угнетают, и не важно, что он совершил, конечно, чувствуется... но всё равно иногда нужны такие чёткие формулировки. И такие люди, которые всегда за гонимых, всегда готовы защитить тех, на кого пытаются повесить пресловутую "алую букву", нужны в любые эпохи. Без них мир был бы хуже, и в нём было бы ещё больше гонимых...
Спасибо тебе ещё раз за мысль Цветаевой и за твои мысли, позицию... и что делишься этим с нами)