Больше рецензий

21 августа 2020 г. 15:08

380

4 Американские горки

Ну что же, я знала на что иду. Было понятно, что впереди душещипательная и щемяще грустная история маленького Оливера Твиста. Но не так страшен волк, как его малюют)

В начале книги есть предисловие автора, где он крайне не доволен тем, как в книгах изображают воровской мир. Диккенс против показа романтики разбойников с большой дороги, он за страшную правду. Автор считает, что это плохо давать людям думать, что всё это весело и легко, подтакливая тем самым их на эту опасную стезю.

Книга сразу начинается жёстко, пожалуй начало здесь самое страшное на всё повествование. Оливер рождается и сразу попадает в приют, а потом в работный дом (какое-то просто устрашающее учреждение). Диккенс утверждает, что знает, о чём говорит и становится жутко. Серьёзно, эти места и их работники куда более жестоки, чем все бандиты этой книги вместе взятые. Наверное, тем самым он старается выставить на показ несостоятельность и убийственность английской системы помощи сиротам и малообеспеченным гражданам.

Но Диккенс не был бы собой, если бы не накидывал больше и больше бед на беспомощного ребёнка в своём произведении. Так мальчишка попадает в Лондон, на грани голодной смерти, его спаситель предлагает ему кров и работу. Всё подозрительно хорошо, но Оливер настолько чист душой и помыслами, что долго не понимает, что к чему. Так сможет ли шайка бандитов поставить парнишку на скользкий путь и очерствить его сердце узнайте в самой книге. Потому что сюжет без спойлеров дальше не рассказать, поэтому закончу с ним.

Вообще я ожидала больших бед на долю парнишки, автор так нагнетал своим предисловием и началом, что можно было готовить стопку носовых платков, но нет, достаточно многое в книге посвящено не самому Твисту, а людям вокруг него. Там будет большая неясная интрига, которую будут распутывать его добрые друзья, а злодеи всячески мешать. Потому особо мытарств Оливера после трети книги уже и не будет, дело предоставят взрослым. Вроде, и хорошо, ну жалко же его, а вроде и особого роста его персонажа не произойдёт. Не будет и вот этого преодаления тягот потом, в целом не настолько плохо с ним и остальными детьми в воровской среде будут обращаться, как грозил автор. Не докрутил, мне кажется.

Настроение автора и возрастной ценз как-будто скачут всю книгу. То у нас всё складно и ладно, только феи крёстной не хватает, то каждому второму размозжают череп, да так, что сцена из "Ходячих мертвецов" с Ниганом и битой отдыхает.

Диккенс мастер, и атмосфера его всё, переживать за героев вы точно будете. А книга в итоге вышла больше грустно-добрая и сказочная, нежели неприкрытая правда о воровском мире и детской преступности.

Если говорить о тяжёлой правде детской судьбы на улицах, то куда больше предисловию "Оливера Твиста" подходит книга "Песня Кахунши", вот там бы и Диккенс офигел.

Книга прочитана в рамках игры "Игра в классики"