Больше рецензий

annetballet

Эксперт

ЛюбительЛайвлиба

20 августа 2020 г. 08:38

Лучшее на Лайвлибе

4K

5 Страдающие и гонимые

Представьте жизнь отверженных низов во Франции начала 19 века. Людей лишенных прав, стоящих ниже канализационной крысы. Это каторжники. Люди, которые были осуждены человеческими законами за преступление. Кража грошовой булки тогда тоже была преступлением, за которое преступник попадал на каторгу на пять лет. И что самое жестокое – это то, что каторжник, выдержавший такое суровое наказание, выходит все еще виновным, постоянно сталкиваясь с предубеждённостью окружающих. Вина этого несчастного заключается лишь в том, что ему удалось выжить. Ибо теперь, на свободе, выжить оказывается гораздо сложнее. Человека с билетом бывшего каторжника никто не принимает за существо, о собственном достоинстве предстоит позабыть навечно. Идя по дороге от ссылки до места последующего пребывания, а дорога может занимать и пять часов и пять дней, несчастный подвергается гонениям и пыткам. Никто не протянет ему ни кружку воды, ни подстилку на сеновале. Собаке кинут кость, а этого несчастного прогонят гнилой метлой.

Таким каторжником был Жан Вальжан, главный герой романа. По сравнению с ним страдания Христа буквально меркнут на глазах. Вальжан – это герой в самом положительном смысле. На страницах монументального произведения мы видим его становление и развитие. Как из бедняка он становится каторжником. Как его неуемная натура подвергается еще более суровому наказанию, а по истечении срока повинности, вынуждена стать преступником либо умереть с голоду. Как меняется его судьба, когда Жану Вальжану повстречался добрый епископ. Как наш герой меняет имена вместе с тем расставаясь на благо других с материальными благами и душевными привязанностями.

И если вы сейчас подумали, что отверженные – это каторжники, то вы ошиблись. Отверженные – это все, кто не попал в круг буржуазии. Сироты, проститутки, пожилые и калеки, землекопы, работяги и солдаты. Все, кто из-за социально лицемерия и бездушия оказались страдающими и гонимыми. Отверженными.

Психологизм романа постоянно приводит к главному герою, лишь изредка рисуя второстепенные линии. Например, судьба семейства главного злодея Тенардье. Судьбоносное прозрение Жавера, представителя слепой фемиды. И конечно романтическая линия молодых, ослепленных лишь собою, не видящих ничего. Можно сказать это была любовь, погубившая добродетель Жана Вальжана. Любовь и смерть ходят совсем рядом. Как на могиле умерших часто сетуют, что мир остался без хорошего человека, так и мне хотелось бы сказать, что главный герой ушёл, оставив множество нуждающихся в его помощи.

Сюжетные перипетии обрастают колоссальными по объему историческими главами. Историческая масштабность требуется для панорамного взгляда на человеческое существование и необходимость морального прогресса. Битва при Ватерлоо, жизнь бездомных детей Парижа, устройство городской канализации, особенности французского диалекта, философские мысли о восстаниях и революциях. Скольких мыслителей, поэтов, инженеров, военных и политических деятелей упоминает автор, просто не перечесть. Пейзажные панорамы прекрасно связаны с их обитателями и с главным героем романа.

Пусть будет уроком эпический труд французского автора. Он должен служить ориентиром. Наш мир все еще несправедлив. Буржуазия пала, но буржуазный строй остался. Рабочего и осужденного угнетают, ребенок может погибнуть без опеки, а женщины вынуждены идти на панель за еду. И если, принимая решение, человек считает его справедливым, не лишним будет узнать мнение отверженных.

***
Прочитано вместе с клубом «Читаем классику вместе!»