Больше рецензий

Kamilla_Kerimova

Эксперт

по Звездным Войнам и еще кое-чему...

20 августа 2020 г. 00:57

923

4 Путь героя с усами и хвостом

Сперва ты думаешь, что открываешь обычную детскую книжку о животных. Вот коты говорят, вот зверюшки общаются между собой, вот у разных животных - свой мир, который показывает их разумность и рассудочность. Но нет, ты переворачиваешь первые же страницы и погружаешься в сложный мир мифов и хитросплетение легенд, окутывающих реальность котов.

Темной ночной порою
Встала Праматерь Муркла.
Словно покров небесный
Шерсть ее беспроглядна.
Око ее взирает
С неба на племя кошек.
Трижды и трижды жизней
Муркла дарует храбрым!

Но мифы и легенды - далекое прошлое котячьего царства. Мир котов сконцентрирован на себе - они вольно живут, вне зависимости от людей, Мурчелов, и даже этих самых людей легко вплетают в свое мироздание.

Принц отважный Многовержец
Гордостью своей охвачен.
Быть желал он Первородным,
Править королевством кошек.
Похвальбу его прервавши,
Ослепительный лорд Тенглор,
Шерсть содрал с него и боле -
Обесхвостил Многовержца.
Лапы вытянул насильно
И лишил усов и стати
Стал отважный принц отныне
Человеком бессловесным.

Полудикое племя котов существует на задворках мира людей. Мы можем догадаться, что существуют они в какой-то пасторальной местности, коты блуждают сами по себе, словно у Киплинга, приходят к людям полакомиться едой, когда охота выдается неудачной, ночуют - и снова уходят прочь, жить по своим кошачьим законам. Их племенной строй сложно организован - воспитание, инициация, статус в племени, совет старейшин, барды-мяузингеры - все это характеризует их развитую общинную систему, помноженную на вольное разрозненное житье. И здесь автор с небывалой нежностью и внимательностью описывает черты кошачьего поведения, подсмотренного им у упомянутых в эпиграфе животных: их грацию, манеры, черты коммуникации. Каждому владельцу котов все эти мелочи хорошо знакомы и близки.

Хвосттрубой прижался к земле; его распушившийся хвост заходил ходуном. Напрягшись, он приподнялся на задних лапах, изготовился к броску – неподвижный, с напружиненными мышцами. И – прыгнул.
Он неверно рассчитал: чуточку не долетел, приземлился, молотя лапами, и Пискля как раз успела заверещать от ужаса и юркнуть – шмыг! – к себе в норку.

Или вот еще, игра двух котишек-друзей:

С минуту они катались, свившись клубком; разъединившись, принялись лупить друг друга лапами. Наконец, выбившись из сил, присели, чтобы привести себя в порядок.

И на этом тщательно выписанном бекграунде, сплетенном из мифов и бытовых особенностей, развивается история огромного котячьего путешествия. Словно маленькое пушистое отображение кэмпбелловского тысячеликого героя протагонист романа бросается в странствие, которое вскоре начинает довлеть над ним и управлять его судьбой.

Где же, где же Мягколапка
Спутница его пропала?
Где же, где же потерялись
Все пропавшие навеки?
Кто блуждающих отыщет?
Кто дойдет до королевы?
О беде ей кто расскажет?
Призовет котам на помощь?

Отправляясь в путешествие, которое изменит всю его жизнь, Хвосттрубой и не подозревает с какими глубинами непонимания ему предстоит столкнуться. Причем непонимания в первую очередь - своего.
В то время как детской литературе в целом свойственно полное раскрытие истории, так сказать - сеанс черной магии с разоблачением; роман на самом деле далеко уходит от книги для детей, превращаясь в полноценное фентази. В какой-то момент становится трудно вспоминать, что главный герой обладает пушистыми усами и шерсткой - но, к чести автора надо заметить, что каждый раз в такой ситуации он напоминает читателю о котовости его героя, добавляя какие-нибудь характерные детали или описание. Но все же главный герой полностью превращается в отважного рыцаря, странствующего в поисках прекрасной потерянной принцессы. И как свойственно современному фентази, ключевая история проходит как бы "над ним", в мета-тексте - и здесь я говорю в первую очередь о битве добра со злом, в которое необратимо оказывается вовлечен отважный котишка.

Без спойлеров, боюсь, не обойдусь:

Оказывается, что рассказанные в начале книги мифы и легенды - совсем даже не мифы.

Мурклы-матери потомки:
Славный Тенглор огнелапый
И погрязший в тьме порока
Брат, что звался Живоглотом,
Вновь сойдутся в смертной битве
Вновь сверкнут клыки и когти
И решится в поединке
Их вражда, что шла веками!

Хвосттрубой попадает в самый эпицентр разворачивающегося мифа о противостоянии двух братьев - непревзойденного воителя Тенглора Огнелапа и завистливого и порочного Грызли Живоглота. В незапамятные времена именно их борьба и отказ их старшего брата, Виго Вьюги, просветленного пророка, вступать в эту вражду закончились тем, что у коты лишились централизованной власти. Интересно, что по мнению автора "законное" правление Первородных братьев после династических пертурбаций сменил матриархат - и традиционно правят королевы, сопровождаемые принцами-консортами.

Слишком много вопросов, слишком мало ответов.

Но всякий миф должен повториться дважды, и бежавший в далеком прошлом от разящей лапы своего брата Живоглот собрал силы, чтобы атаковать всех, кто имеет отвагу жить под солнцем. Черным чародейством он создал новые виды котов - более сильных и более пугающих, и заставил рабов рыть подземные туннели, чтобы обрушить вниз землю.
Некоторые из Племени, обретя на грани безумия мужество, попытались встать и сражаться.
свернуть

Ну, а пока Хвосттрубой отправляется в долгое странствие, в котором главный фокус на самом деле не столько на эпичной битве добра и зла, а на мелких, но от этого не менее важных изменениях в сердце котика. Проходя одно за другим испытания, он доказывает свое благородство, храбрость и мудрость - и постепенно собирает вокруг себя верных и отважных друзей: малыша Шустрика, славную Мимолетку (это другая кошечка, не та, которую он искал), принца Сквозьзабора, тана Чутколапа и даже беличьих вождей.

В преодолении сильный удваивает силу свою.

Именно дружба в результате оказывается самой важной ценностью, полученной им. В какой-то мере - характер главного героя не изменился, а скорее закалился - он завоевал честь быть самим собой. И последняя арка романа, его одинокое путешествие на остров и последующее возвращение - это особенно подчеркивают.
Постмодернистский пафос произведения позволяет сплетать и расплетать архетипичные сюжеты, выворачивая их наизнанку. В определенный момент, препарируя произведение, видишь, как в нем поочередно отображаются классические борхесовские сюжеты :
- история о поиске красной нитью проходит через все произведение;
- история об укреплённом городе преломляется в пленении героев в подземном бункере Живоглота и битве в нем;
- история о самоубийстве Бога рефреном повторяется в мифах и реальности, когда сюжет касается судьбы трех Первородных братьев;
- и история о возвращении вспыхивает в финале произведения, когда Хвосттрубой совершает свой выбор между своими желаниями и первой наивной любовью.
История путешествия - своеобразное роудмуви - всегда была важной частью фентази-романов. От зачинателей жанра - Толкиена и Говарда , до популярных романов из серии Dragonlance - во всех этих произведениях изменение странствующего героя было в фокусе произведения. И котики Тэда Уильямса стараются пройти по тому же пути. Не во всем умело - но они, все-таки котики!

Долгая прогулка 2020
Команда: Долгая прогулка и РИ