Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 августа 2020 г. 13:59

1K

4 Как жили в Вечном городе

Как жили древние римляне, чем питались и во что одевались, атмосфера городских улиц и водоснабжение – это лишь часть того, о чём рассказывает автор. Первое на что обратил внимание – шикарное оформление. Глянцевая бумага, обилие сносок и комментариев, полторы стони качественных познавательных фотографий. Автор понятным языком раскрывает простые лишь на первый взгляд вещи. Через повседневность и быт древних римлян, его сравнение с другими античными государствами перед читателем раскрывается настоящее полотно жизни со всеми его скрытыми «подводными камнями», исключительными аспектами. Поэтому для научного труда, которым в первую очередь работа Г.С. Кнабе и является – книга выглядит достойно.

Почерпнул много довольно интересных вещей. Например, что древний Рим был просто переполнен различными акведуками, колодцами, водопроводными системами, термами... Причём в таких грандиозным масштабах, что им позавидовал бы любой современный мегаполис. Население Вечного города, к слову, достигало к концу Республики 1 миллион человек.

«Количества воды, которые эти сооружения доставляли в Рим, совершенно несоизмеримы с обычными масштабами древнего мира и могут быть оценены лишь при сопоставлении с соответствующими данными по индустриальным обществам нашей эпохи. Мытищинский водопровод Москвы при своем вводе в строй в 1885 г. давал ежесуточно 43 тысячи кубических метров воды, а Рублевский к 1918 г. довёл выпуск до 135 тысяч. В 1917 г. в город подавалось 170 тыс. куб. м. воды в сутки, но это был предел возможностей. Aqua Claudia с самого начала доставляла ежесуточно 191 190 кубометров, Новый Анио -196 627, объединенная их система - почти 388 тысяч, и для неё это далеко не был "предел возможностей". В начале XX в. в Петербурге на каждого жителя приходилось 200 литров воды в сутки, в середине века в Нью-Йорке - 520, в конце империи на каждого римлянина - от 600 до 900».

Правда, здесь есть и оборотная сторона. Изобилие воды и роскошь связанных с ней устройств предполагали наличие в обществе огромных избыточных материальных ресурсов. Следить за бесконечной паутиной постоянно переплетающихся водопроводов, их эксплуатацией и ремонтом было огромной проблемой.

Примечательна и глава о семантике римской одежды. Как одевали тогу, тунику, столу, лацерну и др. Что обозначал цвет, длина рукавов и качество покрова каждого из них. При этом у древних римлян было всё строго регламентировано. Граждане имели право носить одно, иноземцы – другое, рабы – третье. То же касается и цветной гаммы, открытых или закрытый частей тела. Тогу носили лишь римляне, воплощая их традиции, самосознание и отличавшие римлян от всех других народов. Сшитую одежду они презирали, считая её воплощением варварства. Не зря галлы, германцы, парфяне были у них, мягко говоря, не в почёте.

«Когда Юлий Цезарь ввёл в сенат некоторых представителей галльской аристократии и они облачились в претексты, римских остроумцев больше всего забавляло то, что им пришлось отказаться от штанов. В ходившей по Риму сатирической песенке вся соль состояла в соединении этих в принципе несовместимых видов одежды – исконно римской и варварской:
«Галлы скинули штаны –
Тоги с красным им даны».

В исторической науке, как правило, малоисследован вопрос, связанный с носилками (лектика). Возможно, всё связано с тем, что самим древним римлянам это не казалось достойным описания.

«Древние историки культуры характеризуют её весьма редко и очень бегло, подлинных римских носилок сохранилось всего несколько экземпляров, у ученых Нового времени лектики не вызывали, кажется, никогда и никакого интереса. Складывается странное положение, при котором носилки упоминаются бесчисленное число раз почти у всех римских авторов, и составляли они, как видно, одну из распространеннейших принадлежностей городского быта, но как они были устроены и как ими пользовались, остается непонятным».

Что интересно: почти все упоминания о носилках у древних авторов носят отрицательный - разоблачительный и осудительный - характер. Автор подробно изучил эти отрывки, многие – привёл в тексте книги. Езда в лектике считалась проявлением изнеженности. Носилки не только выдают изнеженность человека, ими пользующегося. Они смешны и отвратительны также тем, что позволяют старикам прятать в них свою немощь и неподвижность, всегда казавшиеся римлянам чем-то позорным и жалким. Во-вторых, носилки связывались у римлян с представлением о бесстыдной демонстрации собственного богатства. Наконец, лектика была ненавистна римлянам потому, что наглядно выражала имущественную и социальную дифференциацию, представляла собой осязаемый признак распада былых, как они верили, солидарности и равенства. Будучи шокирующей и сама по себе, езда в носилках вызывала ещё большее раздражение, если число лектикариев превышало практически необходимый минимум.
картинка elefant

Прочитано в рамках Нон-фикшн 2020, 80 тур.