Больше рецензий
21 апреля 2012 г. 15:29
1K
5
РецензияВпервые в жизни не совру в лайвлибе относительно времени прочтения книги. "Пражское кладбище" Умберто Эко действительно дочитала сегодня, и впечатление было настолько сильное, что не хочется откладывать свою небольшую рецензию (не литературного, а "впечатленческого" характера) на потом. Что сказать?.. Пообещав не публиковать больше романов и заниматься в основном наукой, Эко таки вернулся в литературу и абсолютно не оставил (по крайней мере мне как читателю) шанса сказать: "дааа, он уже не тот, что раньше...". "Пражское кладбище" - еще один, шестой по счету, гениальный роман писателя. Я всегда поражалась умению Эко отобрать тему и мастерски ее раскрыть. В "Пражском кладбище" он взялся за тему так называемого всемирного еврейского (масонского) заговора, на которую мы падки и сегодня. Откройте youtube, поройтесь среди завалов букиниста или, хуже, включите телевизор во время какой-нибудь программы из серии "совершенно секретное журналистское расследование", и вам легко покажут и расскажут то, о чем пишет Эко, да под гнетущую музыку, да с картинками, да с неопровержимыми подлинными доказательствами, да с очевидцами. И я лично знаю людей, которые этому открыто или тайно верят и с той, и с другой стороны баррикад, от чего их становится только больше.
Мне нравится и смелость Эко, решившего вести повествование принципиально не политкорректное, от имени весьма мерзостного типа, даже негодяя, который до последних страниц ну никак не вызывает читательской благосклонности, а поначалу так и вовсе отторгает. Его Симонини так легко произносит речи, которые сейчас назовут антисемитскими, да и самого Эко, вложившего эти слова в уста своего героя, легко обвинить в том же. Но верно отмечает в своем предисловии переводчик Елена Костюкович: Эко пишет для людей, способных отделить зерна от плевел, поэтому заведомо не читает прововедей, не завершает книгу моралью, не приносит всенародного покаяния "простите нас, жертвы", которые бы вызвали слезы умиления и многочисленные награды.
История, описанная в "Пражском кладбище", представляет собой жизнеописание полностью вымышленного персонажа, который однако вобрал в себя поступки и мысли многих героев, который участвовал в невыдуманных исторических событиях, был знаком с реальными людьми, оставившими след в истории. Переплетая вымысел и реальность, Эко не забывает о том, что часто ход общему дает частное, что череда нелепиц в неразберихе через века будет видеться отлично срежиссированным ходом событий, а неточности и нестыковки будут не опровергать, а наоборот подтверждать такой взгляд на вещи. Так и у него в "Пражском кладбище" мифы о масонах и геноцид евреев, по сути, запустил один человек, который порой умело, а порой бесталанно использовал для этого других людей, у каждого из которых были свои личные маленькие цели. И этого человека, закрутившего вихрь истории, тоже использовали другие люди, у которых тоже были свои конкретно личные и конкретно исторические цели. И на этом он вдруг прерывает свой рассказ, потому что о том, что было дальше мы знаем и без него, об этом мы каждый со своей колокольни можем судить, если захотим. Войны, геноциды, идеи, одурманившие тысячи голов - все это страшно и без того известно. А Эко показал нам (в очередной раз, как и в "Маятнике Фуко"), с какой мелочи это все начинается, как быстро складывается в убедительную картинку, как находятся люди, подтверждающие ее, использующие ее, играющие с ней, попустительствующие ей, свидетельствующие о ней, исполняющие ее - любые.
Словом, браво, Умберто Эко, в шестой раз подряд говорю, что вы гениальны.
Комментарии
Поэтому, наверное, нобелевский комитет словно его игнорирует...
Спасибо Вам за хороший отзыв!
да, я тоже все жду, когда же ему дадут нобелевскую премию, но боюсь, что не дождусь. слишком до многих достойных (в моих глазах) людей она в итоге не доходила: фаулз умер без нее, набоков, кортасар, борхес. и этот список можно продолжать :)
спасибо вам за хорошую оценку, что дали моему отзыву
Ну и ладно, главное, что свои преданные читатели у Эко есть, а это важнее премий :)
Это точно. Можно получить сотни премий, но не быть любимым. А Эко любим, и сильно :)
Набоков, да..... мой любимый писатель..........Жаль......... А ведь и Толстой, Лев Николаевич (величайший из величайших) был номинирован, но не дали потому что он, якобы никакой не писатель, а талантливый позер "Во как надо жить! Смотрите и учитесь!" Эх...
Эко не писатель.
Видимо, предполагается ответ: а кто он?
Хорошая рецензия, спасибо. В жизни так много паранойи, что химера заговора всегда будет на плаву. Не евреи, массоны, так инопланетяне или кто-либо из плоского мира будут виноваты в мировых бедах.
спасибо и вам, что прочитали его до конца. поиск врага - проверенное решение проблем причем не только политического, но и экономического характера. доказано гитлером. доказано муссолини. да и сейчас можно найти похожие примеры, но не буду показывать пальцем :)
А мне Эко показался снобически-интеллегентным. Я читала у него только "Пражское кладбище", и у меня сложитлось впечатление, что роман будет интересен людям эрудированным, знающим - тем, которые хорошо знают реалии истории и понимают эпоху, в которой всё происходит; для всех остальных он не оставляет шанса. Тот же переводчик сравнивает Эко с Дюма, но я с ним не согласна: Дюма я читала в 7 лет, не зная истории, и мне было интересно. Эко я читала в 21 год, имея смутные познания в истории и мне было скучно и трудно читать.
эко часто призывает нас трудиться, брать в руки словарь или хотя бы википедию. порой у него сплетено действительно так много незнакомых терминов и исторических контекстов, что кажется, буксуешь на месте, без них не можешь двигаться дальше. и еще: не все любители эко такие всезнайки. например, я для прочтения "пражского кладбища" в какой-то момент посмотрела краткую историю италии, ибо о гарибальди знала только, что в честь него порой называют улицы. :) у дюма больше приключений, причем порой таких невероятных, что они не требуют именно знаний. просто потому что интересно. :) а у эко порой да, надо продираться, но тем интереснее. попробуйте не относиться к нему как к снобу, а лучше как к человеку, который может вас чему-то научить. может быть, не совсем полезному (зачем в быту, действительно, история похода гарибальди?), но точно интересному.
конечно же есть такой выход, сам собой напрашивающийся. но я не всегда читаю в обнимку с википедией и компьютером вообще книги; когда всё же буксуешь в книге из-за незнания каких то сплетений истории и её хитросплетениях, то есть они играют важную роль - это заявка книги
Вот и опять Эко не дали "нобеля", а уж теперь и не дадут. Мне кажется после "кладбища" он со своей страстью к конспиролигии разделит участь Солженицина, которого после "Двести лет..." либеральные круги сделали чуть ли не юдофобом. Литературные достоинства книги без обсуждений, Эко - метр, но уж очень книга политизирована и все он, - проклятый еврейский вопрос (заговоры и прочая хрень для антуража)почему-то пять тысяч лет не дает некоторым людям спать спокойно.
Эко - не просто метр! Эко - метр с кепкой!
А эта проблема и существует так много тысячелетий. Это может понять только еврей. И это все очень серьезно и горько.
А почему называется "Пражское кладбище", а в описании к книге написано, что действие разворачивается в Париже... по названию, я думала, что в Праге.
С каких пор название должно указывать на место действия? 0_о