Больше рецензий

lulilu

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 апреля 2012 г. 15:29

1K

5

Впервые в жизни не совру в лайвлибе относительно времени прочтения книги. "Пражское кладбище" Умберто Эко действительно дочитала сегодня, и впечатление было настолько сильное, что не хочется откладывать свою небольшую рецензию (не литературного, а "впечатленческого" характера) на потом. Что сказать?.. Пообещав не публиковать больше романов и заниматься в основном наукой, Эко таки вернулся в литературу и абсолютно не оставил (по крайней мере мне как читателю) шанса сказать: "дааа, он уже не тот, что раньше...". "Пражское кладбище" - еще один, шестой по счету, гениальный роман писателя. Я всегда поражалась умению Эко отобрать тему и мастерски ее раскрыть. В "Пражском кладбище" он взялся за тему так называемого всемирного еврейского (масонского) заговора, на которую мы падки и сегодня. Откройте youtube, поройтесь среди завалов букиниста или, хуже, включите телевизор во время какой-нибудь программы из серии "совершенно секретное журналистское расследование", и вам легко покажут и расскажут то, о чем пишет Эко, да под гнетущую музыку, да с картинками, да с неопровержимыми подлинными доказательствами, да с очевидцами. И я лично знаю людей, которые этому открыто или тайно верят и с той, и с другой стороны баррикад, от чего их становится только больше.

Мне нравится и смелость Эко, решившего вести повествование принципиально не политкорректное, от имени весьма мерзостного типа, даже негодяя, который до последних страниц ну никак не вызывает читательской благосклонности, а поначалу так и вовсе отторгает. Его Симонини так легко произносит речи, которые сейчас назовут антисемитскими, да и самого Эко, вложившего эти слова в уста своего героя, легко обвинить в том же. Но верно отмечает в своем предисловии переводчик Елена Костюкович: Эко пишет для людей, способных отделить зерна от плевел, поэтому заведомо не читает прововедей, не завершает книгу моралью, не приносит всенародного покаяния "простите нас, жертвы", которые бы вызвали слезы умиления и многочисленные награды.

История, описанная в "Пражском кладбище", представляет собой жизнеописание полностью вымышленного персонажа, который однако вобрал в себя поступки и мысли многих героев, который участвовал в невыдуманных исторических событиях, был знаком с реальными людьми, оставившими след в истории. Переплетая вымысел и реальность, Эко не забывает о том, что часто ход общему дает частное, что череда нелепиц в неразберихе через века будет видеться отлично срежиссированным ходом событий, а неточности и нестыковки будут не опровергать, а наоборот подтверждать такой взгляд на вещи. Так и у него в "Пражском кладбище" мифы о масонах и геноцид евреев, по сути, запустил один человек, который порой умело, а порой бесталанно использовал для этого других людей, у каждого из которых были свои личные маленькие цели. И этого человека, закрутившего вихрь истории, тоже использовали другие люди, у которых тоже были свои конкретно личные и конкретно исторические цели. И на этом он вдруг прерывает свой рассказ, потому что о том, что было дальше мы знаем и без него, об этом мы каждый со своей колокольни можем судить, если захотим. Войны, геноциды, идеи, одурманившие тысячи голов - все это страшно и без того известно. А Эко показал нам (в очередной раз, как и в "Маятнике Фуко"), с какой мелочи это все начинается, как быстро складывается в убедительную картинку, как находятся люди, подтверждающие ее, использующие ее, играющие с ней, попустительствующие ей, свидетельствующие о ней, исполняющие ее - любые.

Словом, браво, Умберто Эко, в шестой раз подряд говорю, что вы гениальны.

Комментарии


Эко пишет для людей, способных отделить зерна от плевел, поэтому заведомо не читает прововедей, не завершает книгу моралью, не приносит всенародного покаяния "простите нас, жертвы", которые бы вызвали слезы умиления и многочисленные награды.



Поэтому, наверное, нобелевский комитет словно его игнорирует...

Спасибо Вам за хороший отзыв!


да, я тоже все жду, когда же ему дадут нобелевскую премию, но боюсь, что не дождусь. слишком до многих достойных (в моих глазах) людей она в итоге не доходила: фаулз умер без нее, набоков, кортасар, борхес. и этот список можно продолжать :)

спасибо вам за хорошую оценку, что дали моему отзыву


Ну и ладно, главное, что свои преданные читатели у Эко есть, а это важнее премий :)


Это точно. Можно получить сотни премий, но не быть любимым. А Эко любим, и сильно :)


Набоков, да..... мой любимый писатель..........Жаль......... А ведь и Толстой, Лев Николаевич (величайший из величайших) был номинирован, но не дали потому что он, якобы никакой не писатель, а талантливый позер "Во как надо жить! Смотрите и учитесь!" Эх...


А ничего, что Толстой сам не хотел её получать?

Видимо, предполагается ответ: а кто он?


Хорошая рецензия, спасибо. В жизни так много паранойи, что химера заговора всегда будет на плаву. Не евреи, массоны, так инопланетяне или кто-либо из плоского мира будут виноваты в мировых бедах.


спасибо и вам, что прочитали его до конца. поиск врага - проверенное решение проблем причем не только политического, но и экономического характера. доказано гитлером. доказано муссолини. да и сейчас можно найти похожие примеры, но не буду показывать пальцем :)


А мне Эко показался снобически-интеллегентным. Я читала у него только "Пражское кладбище", и у меня сложитлось впечатление, что роман будет интересен людям эрудированным, знающим - тем, которые хорошо знают реалии истории и понимают эпоху, в которой всё происходит; для всех остальных он не оставляет шанса. Тот же переводчик сравнивает Эко с Дюма, но я с ним не согласна: Дюма я читала в 7 лет, не зная истории, и мне было интересно. Эко я читала в 21 год, имея смутные познания в истории и мне было скучно и трудно читать.


эко часто призывает нас трудиться, брать в руки словарь или хотя бы википедию. порой у него сплетено действительно так много незнакомых терминов и исторических контекстов, что кажется, буксуешь на месте, без них не можешь двигаться дальше. и еще: не все любители эко такие всезнайки. например, я для прочтения "пражского кладбища" в какой-то момент посмотрела краткую историю италии, ибо о гарибальди знала только, что в честь него порой называют улицы. :) у дюма больше приключений, причем порой таких невероятных, что они не требуют именно знаний. просто потому что интересно. :) а у эко порой да, надо продираться, но тем интереснее. попробуйте не относиться к нему как к снобу, а лучше как к человеку, который может вас чему-то научить. может быть, не совсем полезному (зачем в быту, действительно, история похода гарибальди?), но точно интересному.


конечно же есть такой выход, сам собой напрашивающийся. но я не всегда читаю в обнимку с википедией и компьютером вообще книги; когда всё же буксуешь в книге из-за незнания каких то сплетений истории и её хитросплетениях, то есть они играют важную роль - это заявка книги


Вот и опять Эко не дали "нобеля", а уж теперь и не дадут. Мне кажется после "кладбища" он со своей страстью к конспиролигии разделит участь Солженицина, которого после "Двести лет..." либеральные круги сделали чуть ли не юдофобом. Литературные достоинства книги без обсуждений, Эко - метр, но уж очень книга политизирована и все он, - проклятый еврейский вопрос (заговоры и прочая хрень для антуража)почему-то пять тысяч лет не дает некоторым людям спать спокойно.


Эко - не просто метр! Эко - метр с кепкой!


А эта проблема и существует так много тысячелетий. Это может понять только еврей. И это все очень серьезно и горько.


А почему называется "Пражское кладбище", а в описании к книге написано, что действие разворачивается в Париже... по названию, я думала, что в Праге.


С каких пор название должно указывать на место действия? 0_о