Больше рецензий

17 августа 2020 г. 22:21

837

3 а-ля Платон

Древняя Греция — колыбель западноевропейской цивилизации. Возможно, вы не читали ни одного диалога Платона, не знаете, что такое полис, не сможете объяснить, что такое коринфский ордер и даже не отличаете Афину от Афродиты — греческая культура все равно воспринята вами через цитирования и базовые цивилизационные представления.

Люди получают удовольствие от узнавания. Эта особенность устройства нашей психики. Из-за неё человек способен порадоваться, услышав совершенно бессмысленную песенку, если он уже ее слышал. Удовольсвие от узнавания — одна из причин, по которой в музеях больше посетителей останавливается рассматривать известные картины, а не те работы, которые они ни в каком виде раньше не видели. Вполне вероятно, что по этой же причине многим читателям приятно, когда события книжной истории разворачиваются в городах и странах, в которых они бывали или о которых много знают.

Когда Хосе Карлос Самоса, испанский автор, решил написать детектив в древнегреческих декорациях, он принял правильное решение. Автор немного написал о театре, немного о судебной системе того времени, об устройстве города, оставил россыпь знакомых имён — вот и отличная возможность порадовать читателя узнаванием.

Название «Афинские убийства или пещера идей» весьма интригующее. С одной стороны, оно даёт понять, что перед нами детективная история, с другой — намекает на то, что она не чужда философии. Вторая часть названия отсылает к мифу о пещере, о котором можно прочесть в 7 главе «Государства» Платона. Учитывая то, что действие романа происходит в Афинах V века до н. э., читатели ни раз вспомнят Академию Платона и его идеи. Некоторые моменты в книге будут не особо понятны, если вы не знакомы с биографией философа. При этом для тех, кто более или менее знаком с философскими идеями Платона, книга может показаться скучноватой.

Самоса построил свою историю, опираясь на систему бинарных оппозиций.

В мифологии это, например, противопоставление дня и ночи, земли и неба. В философии Платона знаковой бинарной оппозицией является противопоставление мира идей и мира вещей.

Вещи воспринимались лишь как более или менее совершенные копии идей. А раз так — заявлялся примат идеального над материальным. В примитивном варианте мы бы противопоставили инстинктивное и телесное разумному и рациональному.

Философия Платона глубока, она позволяет прийти к мысли, что кроме чувственного есть нечто сверхчувственное (не зря впоследствии возникает неоплатонизм с явным подмигиванием мистическим учениям) Однако, Хосе Самоса не ставил перед собой задачу углубиться в учение Платона. Он писал детектив. Потому он останавливается на примитивном варианте. Самоса использует противопоставление Афины-Спарта, рациональное-иррациональное, разум-инстинкт.

Интересной детективной историей этот текст становится исключительно потому, что Разгадыватель (аналог детектива) смотрит на происходящее с привычной рациональной позиции. И именно это делает и читатели. И мы, и главный герой не учитываем, что у медали есть оборотная сторона, забываем о ней.

Занятно то, что хотя преступления и совершались ради наслаждения и возможности быть исключительно телом и удовлетворять все его желания без контроля разума, у персонажей «Афинских убийств» все же была некая идея освобождения инстинктов. И она, как ни крути, была намного прекраснее, чем ее воплощение.

Когда смотришь на Парфенон, понимаешь, что это, по сути, руины. Знаешь, что когда-то они выгладили иначе. Тем не менее, это созерцание даёт возможность приобщиться к подлинному. А можно смотреть на какие-нибудь колонны «в греческом стиле», приделанные непонятно зачем к дачному дому. Они будут целые, но это новодел. Ощущение поддельности едва ли вас покинет.

«Афинские убийства» Хосе Карлоса Самоса — это такой новодел. Меня не покидало ощущение, что эта книга — игра в Древнюю Грецию. Впрочем, возможно, это ее достоинство. Потому что Самоса кому-то может напомнить, что человек — существо играющее.

Мои рецензии на книги в Telegram

Долгая прогулка 2020.
«Метафизический плацкарт»
Август, основа.