Больше рецензий

14 августа 2020 г. 08:14

4K

4 Чёрный ̶м̶о̶н̶а̶х квадрат шахматной бездны

картинка Ludmila888

«Всё, кроме шахмат, только очаровательный сон»


В моём восприятии роман «Защита Лужина» перекликается с таинственным и загадочным рассказом Чехова – «Чёрный монах». Коврин страдал манией величия, а у Лужина на фоне аутистической отстранённости от мира развивается маниакальная страсть к шахматам. Но если относительно реальных научных достижений чеховского героя мы, пребывая в неведении и сомнениях, можем только гадать, то талант героя Набокова подтверждён его многочисленными победами на разных шахматных турнирах.

Я читала этот роман впервые. И чувствую, что на самом деле он, наверное, гораздо глубже, чем мне это представляется сейчас. Любопытно было встречать на страницах книги супружескую чету Алфёровых, перешедшую сюда из «Машеньки». И если саму Машеньку в одноимённом произведении мы так и не увидели, то в «Защите Лужина» «её прелестное, всегда оживлённое лицо» мелькало неоднократно. Причём всегда – в неразлучной паре с мужем, что позволяет предположительно считать их брак удачным и прочным. Хотя многое порой бывает совсем не тем, чем кажется.

В романе прослеживается трагичный путь одержимого игрой шахматиста к безумию и «ужасу шахматных бездн». Шахматы, случайно попавшие в поле зрения аутичного Лужина-ребёнка, стали смыслом его существования. «Жизнь с поспешным шелестом проходила мимо, и вдруг остановка, - заветный квадрат, этюды, дебюты, партии». Но шахматный опекун талантливого мальчика развивал дар своего подопечного в своих личных интересах, не заботясь при этом о Лужине-человеке. А, выжав из него все соки, "благодетель" исчез и переключился на кинематограф.

С женой же известному шахматисту повезло гораздо больше. В их союзе она играла роль заботливой матери, в которой герой и нуждался. А счастье настоящего материнства в этом браке Лужиной не суждено было изведать из-за отсутствия интимной близости между супругами. Жена делала всё возможное для спасения мужа из цепких лап психической болезни. Но последняя оказалась сильнее. «Шахматы были безжалостны, они держали и втягивали его. В этом был ужас, но в этом была и единственная гармония, ибо что есть в мире, кроме шахмат? Туман, неизвестность, небытие…».

После лечения в психиатрической клинике Лужин пытался угадать и переломить свою судьбу, мысля шахматными образами и продумывая жизненные ходы. Но найденная им пробная защита не сработала, оказавшись ошибочной. Свою финальную партию – с жизнью – Лужин проиграл, оставив себе единственный выход – «выпасть из игры». И, простившись с женой, он шагнул в чернеющую «квадратную ночь с зеркальными отливами»

картинка Ludmila888

Какую же защиту искал Лужин? От самого себя? Но от себя не убежишь. Никакая защита, наверное, не спасает от незащищённости, присущей природе человека. А в худшем случае возводимые защитные стены могут даже оказаться тюрьмой, построенной для себя собственными руками. Как говорится, трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет. Последняя жизненная правда и разумная защита вряд ли кому-то известны, так как нет ничего устойчивого и неизменного. Ведь рано или поздно любая прочная почва может превратиться в зыбучие пески. Такова ирония жизни, в которой, однако, можно разглядеть и надежду: вполне возможно, что именно через это непостоянство реальности и проходит путь к человеческой свободе…

Книга прочитана в клубе «Читаем классику вместе!».

Комментарии


Чудная рецензиЯ вышла, спасибо Людмила! )
Особенно понравилось как вы обыграли рассказ Чехова.
Наверное, тёмная тень скользнувшая по окнам в конце, кому то в этих окнах и правда могла напомнить...

А вот про крепкую и счастливую пару Машеньки и Алфёрова, позвольте с вами поспорить)
как мне кажется, тут Набоков намеренно ввёл в партию игры своего романа, фигурки из другой партии, а если говорить напрямую, то фигурки, которые выпали и были отыграны в прошлой партии.
Так в окна светлые страниц романа вторгается сквознячок 4 измерения.
Помните мы с вами в вашей рецензии на Машеньку обсуждали, что Лужина заметила Машеньку и Алфёрова, когда нагнулась погладить таксика в синем, цвета неба, пальтишке?
Она нагнулась чуточку в смерть, и позже она нагнётся к своему мужу... на асфальте.
Машенька тут выступает пленной королевой.
Лужин обретает имя, когда человека на земле уже нет, когдв фигурка покинула доску и стала самой собой - вечностью.
Лужин... иллюжен, иллюзия...


Спасибо, Саша!
Ну, да, тогда получается, что у Алфёровых именно тот случай, когда всё не то, чем кажется. С первого взгляда можно и не разглядеть истину под видимостью.

в окна светлые страниц романа вторгается сквознячок 4 измерения.

А сквознячком в окно иногда может занести и чёрного монаха.)

Лужин обретает имя, когда человека на земле уже нет, когдв фигурка покинула доску и стала самой собой - вечностью.
Лужин... иллюжен, иллюзия...

А у Лужиной тоже ведь не было имени. И она его, кажется, так и не обрела. Да, я тоже считаю, что фамилия Лужин ближе скорее к иллюзиям, а не к лужам. Или к иллюзиям в лужах.)))

картинка Ludmila888


А сквознячком в окно иногда может занести и чёрного монаха.)

Это же как чёрный монах должен отощать?)
Меня в детстве брат вечно прикалывал, когда меня ветром сносило, особенно если у меня был зонтик в руках, так я вообще превращался... в верного последователя Мэри Поппинс.

А у Лужиной тоже ведь не было имени. И она его, кажется, так и не обрела. Да, я тоже считаю, что фамилия Лужин ближе скорее к иллюзиям, а не к лужам. Или к иллюзиям в лужах.)))

Людмила, что мне помимо прочего нравится в ваших рецензиях, так это какая-то естественная тонкость восприятия)
Вы правы, у Лужиной тоже не было имени. Безымянные люди-тени.
А помните тот дивный эпизод когда "пьяного" Лужина два немца тащили к нему домой под руки?
Правда похоже на конец Палаты №6?
Это вообще какое-то почти библейское место в романе по своему мрачному пророчеству и атмосфере.
Что касается фамилия Лужина и луж... тут ведь очередная любимая тема Набокова: Достоевский.
Помните Лужина в ПиН и как в самом романе Набокова психотерапевт советует Лужину не читать Достоевского?
На символическом уровне это была бы встреча со своим творцом, принятия того, что он - персонаж.

p.s. Чудесная лужа)


Ах, как же кстати вы вспомнили про свой детский зонтик, Саша! Наверное, он тоже был чудесным и имел запах счастья, как и у Чехова в повести "Три года". Чуть ниже в комментах он уже упоминался. И очень жаль, что не было такого зонтика у Лужина.)

Но эти немцы ведь всё-таки спасли от возможной смерти Лужина, который ночью лежал на земле в глубоком обмороке. Ведь он мог бы уже и не очнуться, если бы не был замечен и ошибочно принят за знакомого. Конечно, согласна, что этот роман написан не без влияния Чехова и Достоевского.


С женой же известному шахматисту повезло гораздо больше. В их союзе она играла роль заботливой матери, в которой герой и нуждался.

Тогда Валентинов играл роль требовательного отца, в котором герой нуждался не меньше...

Шахматы, случайно попавшие в поле зрения аутичного Лужина-ребёнка, стали смыслом его существования.

Ты недавно рассказывала о предметном мире Чехова (преславутый зонтик), а тут целый роман о живых шахматах :)
Спасибо, Людмила!


Спасибо, Женя!
Мне кажется, что первое, в чём нуждается любой ребёнок, - это любовь. Поэтому требовательность отца должна сочетаться с его же добротой и любовью. И во главу угла должен ставиться не собственный эгоистичный и корыстный интерес (как в случае Валентинова), а забота о гармоничном развитии личности ребёнка, без перекосов в любую из сторон. Валентинов же этот перекос своего подопечного, наоборот, усугублял, его вполне устраивала эмоциональная обеднённость и целомудренная сумрачность Лужина. «Было что-то унизительное во всём этом; Лужин, вспоминая то время, с удивлением отмечал, что между ним и Валентиновым не прошло ни одного доброго человеческого слова». В отличие от Лужиной, Валентинов не был готов ни к каким жертвам ради Лужина и думал только о себе.

Да, зонтик и шахматы – это, пожалуй, две противоположности, нуждающиеся в равновесии. Ведь зонтик развивал эмоциональную сферу, он пах счастьем и пробуждал любовь. А шахматы действовали лишь на разум, превращая шахматиста в бездушного робота. Вот если бы зонтик и шахматы объединить, сделав их полюсами единого целого, то вышел бы очень даже хороший союз, обеспечивающий гармоничное развитие личности. И разум с сердцем были бы в ладу. Да, Лужину явно не хватает чудесного зонтика! ))) Например, красного:

картинка Ludmila888


Да-да, я, конечно, имел в виду, что Лужин нуждался в отце, которого, к своему несчастью, нашел в Валентинове. Если я не ошибаюсь, сам интерес к шахматам возник у ребёнка в кабинете отца и возможно поначалу был способом сблизиться, получить отцовское одобрение.
То, что Валентинов был "плохим отцом" сомнению не подлежит.

А шахматы действовали лишь на разум, превращая шахматиста в бездушного робота

Не совсем согласен. Если бы шахматы действовали только на разум, герой не страдал бы так от их отсутствия. Шахматы давали выход для его эмоциональных проблем. Да и любое, что для человека является самым главным (если не единственным) в жизни, действует в первую очередь на эмоции.
картинка Zhenya_1981


Да, но эмоции эмоциям рознь. Они ведь бывают не только здоровыми, освобождаюшими, но и пагубными, ослепляющими. Страсть Лужина к шахматам превратилась в болезненную манию. А его эмоциональные реакции были невротическими и навязчивыми, а не спонтанными. Это, как минимум, глубокий невроз. Ну, а в случае Лужина – уже психоз.


Ну в этом и заключается его болезнь.


Не читал, но про шахматы мне нравится больше, чем про зонтики. А вы сами-то в шахматы играть умеете?


Так и хочется ответить: не знаю, не пробовала. Ну, а если серьёзно, то мне кажется, что шахматы очень даже совместимы с зонтиком. И поэтому во всякие интересные игры я предпочитаю играть исключительно под раскрытым чудесным зонтиком с запахом счастья.)


Вы даже летом с зонтиком ходите?


Я с чудесным зонтиком не хожу, а летаю… )


Людмила, спасибо большое за наводку на повесть Антон Чехов - Черный монах . Осталась под большим впечатлением))


Ух ты! Здорово! Как же приятно оказаться наводчицей в хорошем смысле этого слова. ) Да, "Чёрный монах" - не совсем обычный для Чехова рассказ с элементами мистики, отголосками и фаустовских мотивов о сделке с дьяволом, и борьбы самого Чехова с искушением славой.
Спасибо за отклик, Татьяна! )


Спасибо большое! Весьма интересно!
А я вот вижу в истории Лужина помимо блестящего психологического рассмотрения человеческой личности ещё и гигантскую, правда до конца самим В. В. Набоковым неосознанную, социальную метафору. Лужин - это всё российское дворянство. Так же как Лужин уходит в самоуничтожающую манию шахмат, так русское дворянство ушло в самоуничтожающую манию собственной исторической исключительности, прекрасных интриг и великолепной барственной чопорности. Окуталось в эту барственную чопорность как в римскую тогу и там с успехом окуклилось. В интригах погрязло, интриги и роскошь как лужинские шахматные ходы. Как Лужин словно бы не знал, что помимо шахмат есть жизнь, так дворянство словно бы не знало, что помимо их страсти к барству есть исторические обстоятельства, враждебные классы и ветер истории, мало- помалу принудивший дворянство к самоубийственному прыжку с высот русской истории...


Вам спасибо за внимание! Очень любопытной интерпретацией романа Вы поделились. Всегда с интересом читаю Ваши комментарии.)


Благодарю.