Больше рецензий
14 августа 2020 г. 08:14
4K
4 Чёрный ̶м̶о̶н̶а̶х квадрат шахматной бездны
Рецензия«Всё, кроме шахмат, только очаровательный сон»
В моём восприятии роман «Защита Лужина» перекликается с таинственным и загадочным рассказом Чехова – «Чёрный монах». Коврин страдал манией величия, а у Лужина на фоне аутистической отстранённости от мира развивается маниакальная страсть к шахматам. Но если относительно реальных научных достижений чеховского героя мы, пребывая в неведении и сомнениях, можем только гадать, то талант героя Набокова подтверждён его многочисленными победами на разных шахматных турнирах.
Я читала этот роман впервые. И чувствую, что на самом деле он, наверное, гораздо глубже, чем мне это представляется сейчас. Любопытно было встречать на страницах книги супружескую чету Алфёровых, перешедшую сюда из «Машеньки». И если саму Машеньку в одноимённом произведении мы так и не увидели, то в «Защите Лужина» «её прелестное, всегда оживлённое лицо» мелькало неоднократно. Причём всегда – в неразлучной паре с мужем, что позволяет предположительно считать их брак удачным и прочным. Хотя многое порой бывает совсем не тем, чем кажется.
В романе прослеживается трагичный путь одержимого игрой шахматиста к безумию и «ужасу шахматных бездн». Шахматы, случайно попавшие в поле зрения аутичного Лужина-ребёнка, стали смыслом его существования. «Жизнь с поспешным шелестом проходила мимо, и вдруг остановка, - заветный квадрат, этюды, дебюты, партии». Но шахматный опекун талантливого мальчика развивал дар своего подопечного в своих личных интересах, не заботясь при этом о Лужине-человеке. А, выжав из него все соки, "благодетель" исчез и переключился на кинематограф.
С женой же известному шахматисту повезло гораздо больше. В их союзе она играла роль заботливой матери, в которой герой и нуждался. А счастье настоящего материнства в этом браке Лужиной не суждено было изведать из-за отсутствия интимной близости между супругами. Жена делала всё возможное для спасения мужа из цепких лап психической болезни. Но последняя оказалась сильнее. «Шахматы были безжалостны, они держали и втягивали его. В этом был ужас, но в этом была и единственная гармония, ибо что есть в мире, кроме шахмат? Туман, неизвестность, небытие…».
После лечения в психиатрической клинике Лужин пытался угадать и переломить свою судьбу, мысля шахматными образами и продумывая жизненные ходы. Но найденная им пробная защита не сработала, оказавшись ошибочной. Свою финальную партию – с жизнью – Лужин проиграл, оставив себе единственный выход – «выпасть из игры». И, простившись с женой, он шагнул в чернеющую «квадратную ночь с зеркальными отливами»…
Книга прочитана в клубе «Читаем классику вместе!».
Комментарии
Чудная рецензиЯ вышла, спасибо Людмила! )
Особенно понравилось как вы обыграли рассказ Чехова.
Наверное, тёмная тень скользнувшая по окнам в конце, кому то в этих окнах и правда могла напомнить...
А вот про крепкую и счастливую пару Машеньки и Алфёрова, позвольте с вами поспорить)
как мне кажется, тут Набоков намеренно ввёл в партию игры своего романа, фигурки из другой партии, а если говорить напрямую, то фигурки, которые выпали и были отыграны в прошлой партии.
Так в окна светлые страниц романа вторгается сквознячок 4 измерения.
Помните мы с вами в вашей рецензии на Машеньку обсуждали, что Лужина заметила Машеньку и Алфёрова, когда нагнулась погладить таксика в синем, цвета неба, пальтишке?
Она нагнулась чуточку в смерть, и позже она нагнётся к своему мужу... на асфальте.
Машенька тут выступает пленной королевой.
Лужин обретает имя, когда человека на земле уже нет, когдв фигурка покинула доску и стала самой собой - вечностью.
Лужин... иллюжен, иллюзия...
Спасибо, Саша!
Ну, да, тогда получается, что у Алфёровых именно тот случай, когда всё не то, чем кажется. С первого взгляда можно и не разглядеть истину под видимостью.
А сквознячком в окно иногда может занести и чёрного монаха.)
А у Лужиной тоже ведь не было имени. И она его, кажется, так и не обрела. Да, я тоже считаю, что фамилия Лужин ближе скорее к иллюзиям, а не к лужам. Или к иллюзиям в лужах.)))
Это же как чёрный монах должен отощать?)
Меня в детстве брат вечно прикалывал, когда меня ветром сносило, особенно если у меня был зонтик в руках, так я вообще превращался... в верного последователя Мэри Поппинс.
Людмила, что мне помимо прочего нравится в ваших рецензиях, так это какая-то естественная тонкость восприятия)
Вы правы, у Лужиной тоже не было имени. Безымянные люди-тени.
А помните тот дивный эпизод когда "пьяного" Лужина два немца тащили к нему домой под руки?
Правда похоже на конец Палаты №6?
Это вообще какое-то почти библейское место в романе по своему мрачному пророчеству и атмосфере.
Что касается фамилия Лужина и луж... тут ведь очередная любимая тема Набокова: Достоевский.
Помните Лужина в ПиН и как в самом романе Набокова психотерапевт советует Лужину не читать Достоевского?
На символическом уровне это была бы встреча со своим творцом, принятия того, что он - персонаж.
p.s. Чудесная лужа)
Ах, как же кстати вы вспомнили про свой детский зонтик, Саша! Наверное, он тоже был чудесным и имел запах счастья, как и у Чехова в повести "Три года". Чуть ниже в комментах он уже упоминался. И очень жаль, что не было такого зонтика у Лужина.)
Но эти немцы ведь всё-таки спасли от возможной смерти Лужина, который ночью лежал на земле в глубоком обмороке. Ведь он мог бы уже и не очнуться, если бы не был замечен и ошибочно принят за знакомого. Конечно, согласна, что этот роман написан не без влияния Чехова и Достоевского.
Тогда Валентинов играл роль требовательного отца, в котором герой нуждался не меньше...
Ты недавно рассказывала о предметном мире Чехова (преславутый зонтик), а тут целый роман о живых шахматах :)
Спасибо, Людмила!
Спасибо, Женя!
Мне кажется, что первое, в чём нуждается любой ребёнок, - это любовь. Поэтому требовательность отца должна сочетаться с его же добротой и любовью. И во главу угла должен ставиться не собственный эгоистичный и корыстный интерес (как в случае Валентинова), а забота о гармоничном развитии личности ребёнка, без перекосов в любую из сторон. Валентинов же этот перекос своего подопечного, наоборот, усугублял, его вполне устраивала эмоциональная обеднённость и целомудренная сумрачность Лужина. «Было что-то унизительное во всём этом; Лужин, вспоминая то время, с удивлением отмечал, что между ним и Валентиновым не прошло ни одного доброго человеческого слова». В отличие от Лужиной, Валентинов не был готов ни к каким жертвам ради Лужина и думал только о себе.
Да, зонтик и шахматы – это, пожалуй, две противоположности, нуждающиеся в равновесии. Ведь зонтик развивал эмоциональную сферу, он пах счастьем и пробуждал любовь. А шахматы действовали лишь на разум, превращая шахматиста в бездушного робота. Вот если бы зонтик и шахматы объединить, сделав их полюсами единого целого, то вышел бы очень даже хороший союз, обеспечивающий гармоничное развитие личности. И разум с сердцем были бы в ладу. Да, Лужину явно не хватает чудесного зонтика! ))) Например, красного:
Да-да, я, конечно, имел в виду, что Лужин нуждался в отце, которого, к своему несчастью, нашел в Валентинове. Если я не ошибаюсь, сам интерес к шахматам возник у ребёнка в кабинете отца и возможно поначалу был способом сблизиться, получить отцовское одобрение.
То, что Валентинов был "плохим отцом" сомнению не подлежит.
Не совсем согласен. Если бы шахматы действовали только на разум, герой не страдал бы так от их отсутствия. Шахматы давали выход для его эмоциональных проблем. Да и любое, что для человека является самым главным (если не единственным) в жизни, действует в первую очередь на эмоции.
Да, но эмоции эмоциям рознь. Они ведь бывают не только здоровыми, освобождаюшими, но и пагубными, ослепляющими. Страсть Лужина к шахматам превратилась в болезненную манию. А его эмоциональные реакции были невротическими и навязчивыми, а не спонтанными. Это, как минимум, глубокий невроз. Ну, а в случае Лужина – уже психоз.
Ну в этом и заключается его болезнь.
Не читал, но про шахматы мне нравится больше, чем про зонтики. А вы сами-то в шахматы играть умеете?
Так и хочется ответить: не знаю, не пробовала. Ну, а если серьёзно, то мне кажется, что шахматы очень даже совместимы с зонтиком. И поэтому во всякие интересные игры я предпочитаю играть исключительно под раскрытым чудесным зонтиком с запахом счастья.)
Вы даже летом с зонтиком ходите?
Я с чудесным зонтиком не хожу, а летаю… )
Людмила, спасибо большое за наводку на повесть Антон Чехов - Черный монах . Осталась под большим впечатлением))
Ух ты! Здорово! Как же приятно оказаться наводчицей в хорошем смысле этого слова. ) Да, "Чёрный монах" - не совсем обычный для Чехова рассказ с элементами мистики, отголосками и фаустовских мотивов о сделке с дьяволом, и борьбы самого Чехова с искушением славой.
Спасибо за отклик, Татьяна! )
Спасибо большое! Весьма интересно!
А я вот вижу в истории Лужина помимо блестящего психологического рассмотрения человеческой личности ещё и гигантскую, правда до конца самим В. В. Набоковым неосознанную, социальную метафору. Лужин - это всё российское дворянство. Так же как Лужин уходит в самоуничтожающую манию шахмат, так русское дворянство ушло в самоуничтожающую манию собственной исторической исключительности, прекрасных интриг и великолепной барственной чопорности. Окуталось в эту барственную чопорность как в римскую тогу и там с успехом окуклилось. В интригах погрязло, интриги и роскошь как лужинские шахматные ходы. Как Лужин словно бы не знал, что помимо шахмат есть жизнь, так дворянство словно бы не знало, что помимо их страсти к барству есть исторические обстоятельства, враждебные классы и ветер истории, мало- помалу принудивший дворянство к самоубийственному прыжку с высот русской истории...
Вам спасибо за внимание! Очень любопытной интерпретацией романа Вы поделились. Всегда с интересом читаю Ваши комментарии.)
Благодарю.