Больше рецензий

Sandriya

Эксперт

Душа ведьмы, чутье шаманки, и я - психотерапевт

12 августа 2020 г. 18:58

4K

4 Виноватая я, я виноватая, или Череда неверных выборов

Классическая литература, пожалуй, единственный жанр*, который оцениваешь не столько по собственным впечатлениям и соответствию затронутой теме авторских знаний, сколько по тому, насколько интересно был "завернут" сюжет. Обычно в ситуации, когда не согласен с выборами героев, ни за что так не поступил бы, в голову бы такой вариант действий не пришел бы, попеременно ругаешь то автора, то персонажей в нереалистичности, глупости или самонадеянности, тем самым снижая балл произведению. Но в классике можно быть не согласным со всем происходящим, диву даваться изощренности ума и чувств героев, но ощущать мощное притяжение чуждой тебе по сути истории, замечая за собой увлечение в прослеживании особенностей их, ставшей для тебя далекой не так по времени, как по выборам и решениям, жизни.

Существует, так сказать, два типа вины - вина, как осознание ошибки с выводом, что так больше не стоит себя вести или не нужно поддаваться лишь чувствам/рассудку/чужому или исключительно своему мнению, и ВИНА, в которой нет понимания оплошностей, а есть одно сплошное заблуждение, что теперь нужно любой ценой искупить даже мельчайший промах. Корни во втором случае растут из неумения себя адекватно оценивать и ценить вообще - итог в таком случае всегда печальный. Поэтому ждать счастливого развития событий в жизни девушки Тэсс, которая существует в ореоле собственных надуманных ВИН (уж очень много поводов придумывает себе, поэтому сложно ограничиться единственным числом), не приходится уже с первых минут знакомства с героиней. Вся жизнь будто ополчилась против юной красавицы, когда из-за нее погибла лошадь, дающая возможность выжить семье, случился грех, не подтвердились ожидания родителей и любимого человека и разыгралась финальная трагедия, поставившая крест на шансах, учуй которые, Тэсс еще могла бы спасти положение. Но только дело не в судьбе, роком она стала из-за того, что девушка позволила себе поддаться ВИНЕ, которая как и уныние уничтожает и разрушает человека, становясь вечной спутницей его решений. Все свои выборы юная красавица делала исключительно ради искупления, надумав себе, что обязана исправить и исправиться, достичь какого-то выдуманного идеала, что ли - ведь и сформулировать цель девушка не могла. И если начало было положено совсем небольшой промашкой, то как и в притче о смирении про то, что не можешь вынести маленький мешок, держи ношу все тяжелее и тяжелее с каждым разом, так и с достижением осознания самоценности каждая новая вина становилась все более мощной. И каждый раз Тэсс не прислушивалась к голосу сердца и совести, твердящими все громче, что не надо этого делать, и шла наперекор своим желаниям, что, как обычно бывает и должно происходить, завершилось извержением вулкана внутренних задавленных импульсов самой ее личности.

Я не согласна ни с единым выбором Тэсс и даже ее семьи, любимого и нелюбимого:

спойлер
- зачем поддаваться натиску мужчины, который тебе уже даже становится отвратительным; как можно сосватать своего любимого человека сестре не потому, что так случилось, что они полюбили друг друга, а ты завершаешь жизнь, а для выдуманного им тобой удобства; почему вместо того, чтобы выяснить, что на самом деле в душе другого человека, ты довольствуешься урывками подслушанных разговоров других и отступаешь?
- что это за мужское следование по течению: Тэсс так решила - он сошелся с сестрой; порывы страсти толкают к реализации вожделения - пойду потра*аюсь; у женщины оказалось неожиданное для моего выдуманного образа ее прошлое - обижусь и сбегу - гже же работа разума, где осознанность или хоть стремление к ней, где хотя бы размышление о последствиях??
- почему дочь - это инструмент для выполнения моих правил, осуществления моих ожиданий, а если этого не делает - неправильный ребенок, зачем ей поддержка; как можно допускать то, чтобы дочь скиталась по миру в тяжелейшем труде, а ты, как мать, никак не помогала ей адаптироваться в жизни (да, времена не те, но ошибки от этого меньше не становятся)???
свернуть

Мы сами строители своей жизни - судьба, Бог, Вселенная предоставляют нам лишь некую ограниченность территории выбора, но никак не самих решений. И именно поэтому мы должны быть готовы, должны в полной мере осознавать, что каждое действие вызывает последствие. Если действие не прочувствованно, не продуманно, не давая себе права на ошибку - последствие выйдет нам боком, и мы кончим как Тэсс, утратив все шансы на изменение жизни и трансформацию, став, по сути, никем - игрушкой в руках других; если же совершая поступки мы разрешаем себе услышать собственный внутренний голос и не быть идеальными, идем на встречу со страхом поступить не так, как этого от нас ждет кто-то (если душа орет, что это не наш путь), то у нас всегда остается возможность наладить свое существование. Давайте же не будем в своей жизни Тэсс, а прислушаемся к интуиции, дадим себе разрешение не следовать придуманной кем-то дорогой, позволим себе расплачиваться соотносящейся с совершенной ошибкой ценой без жертвования собой и потакания требованиям окружающего мира.

картинка Sandriya

P.S. Если бы не заунывно-скучный стиль повествования история, несмотря на полнейшее мое "наоборот", получила бы 10✯.

Комментарии


А мне часто казалось, что классику читаешь точно не из-за сюжетных поворотов, потому что часто они там "прочитываются", а в современной литературе действительно такие лабиринты и непредвиденные сюжетные коллизии, что многим классикам дадут фору, что опять же ни в коем случае не делает наших современников талантливее их предшественников.

А не кажется ли вам, что вина, которой переполнено произведение напрямую связана с практикуемой религией, ведь это так свойственно христианству? (не хочу никого задеть этим высказыванием).


У каждого свои ожидания от чтения в целом, поэтому здесь все очень индивидуально.

Я придерживаюсь собственной религии (реинкарнация есть, Бог и Дьявол - единая сущность и пр.), поэтому о влиянии конкретно христианства или любой другой классической религии говорить не могу.)