Больше рецензий

12 августа 2020 г. 08:12

3K

5 От исчерпанного воспоминания – к таинственному пробуждению

«В действиях судьбы есть иногда нечто гениальное…»

Ностальгическими нотками пронизана вся мелодия романа, связывающая в одно целое тоску по навсегда утраченному: покинутой (но когда-то любимой) женщине и потерянной родине. Образ Машеньки явно соединён автором с образом России. Вынужденная эмиграция – испытание не из лёгких. И людям, на чью долю оно выпало, можно только посочувствовать. Каждый из них выживал, как мог, барахтаясь в засасывающем болоте «великого ожиданья», призрачных надежд и навязчивых воспоминаний.

В книге подробно описаны четыре дня из жизни русского эмигранта Льва Глебовича Ганина, проведенные в размышлениях о своей первой юношеской влюблённости, которая, как правило, бывает недолговечной и давно, казалось бы, забыта.

Живя в Берлине и мучаясь «тоской по новой чужбине», герой неожиданно обнаруживает в столе соседа своё прошлое: фотографию прежней возлюбленной Машеньки. И он с наслаждением глубоко погружается в себя, переживая воспоминания, как действительность. Вспыхнувшая вновь сентиментальная любовь Ганина оказалась смещённой во времени, превратившись в «живую мечту о минувшем». Перечитав сохранившиеся письма девушки, их получатель почему-то уверен, что она любит его и теперь, несмотря на прошедшие годы и наличие мужа. Но эта идеализированная форма любви стала лишь средством, облегчающим эмоциональный голод и одиночество Льва Глебовича.

За несколько дней Ганину удалось повторно пережить прежние чувства и снова их утратить, как это и было в далёкой юности. Жизненная ситуация, требующая завершения в сознании героя, достигла своего финала. И в незаконченных когда-то отношениях была поставлена жирная точка. Гештальт закрыт. На мой взгляд, такой исход – самый лучший и правильный.

Человеку сложно жить в настоящем (здесь и сейчас), если он несёт в себе незавершённые истории из прошлого, нарушающие целостность личности и заставляющие возвращаться назад или углубляться в мир фантазий. Для избавления от этого тяжёлого груза можно попытаться вновь мысленно проиграть прежние события, чтобы окончательно закончить их в своей душе. Такая работа над собой – важный шаг вперёд на пути к самому себе и к нормальной жизни. И Ганин этот верный шаг сделал, приведя в соответствие и равновесие свои два взаимно отражающих мира, на границе которых стоит любой человек. И в уходе прошлого не только из внешней, но и из внутренней жизни героя зазвучала «прекрасная таинственность».

«Это было тайным поворотом, пробуждением его»

картинка Ludmila888

Комментарии


Человеку сложно жить в настоящем (здесь и сейчас), если он несёт в себе незавершённые истории из прошлого, нарушающие целостность личности и заставляющие возвращаться назад или углубляться в мир фантазий.

Хорошо подметили, Людмила)
Прустовский спиритуализм воспоминаний у Набокова превращается почти в мытарства души после смерти ( а славный образ писателя в романе, да? Это образ Бунина, с его кафкианскими лабиринтами бюрократических издёвок и желанием получить паспорт.. кажется, сразу на небо).
4 измерение в романе очень сильно. Вообще роман удивительный и потусторонний, глубокий очень ( жаль что многие к нему относятся как пробе пера Мастера).
Когда писала тут на лл статью на Машеньку, то открыл для себя в этом романе удивительные бездны.
Думаю, Набоков сам понимал что он написал, какой недооценённый шедевр, потому к концу жизни вновь полюбил этот роман.
А хорошо что вы обратили внимание на 4 дня Ганина.
Если присмотреться, то это будет полных 3 дня: мытарства души после смерти и её вознесение, становление, потому и образы ангелов на крыше в конце романа.

Спасибо за рецензию, Людмила)


Спасибо за отклик, Саша! )

Мне, видимо, пока оказался доступен самый верхний слой понимания романа, так как читала я его первый раз. Чтобы увидеть более глубокие его смыслы, надо, наверное, перечитывать эту книгу. Сразу после «Машеньки» прочла и «Защиту Лужина», где наконец-то появилась и сама Машенька. ) На днях выложу рецензию и на Лужина.


Так Набоков и говорил, что его книги нужно не читать а перечитывать)
Когда в первый раз читал Машеньку, то тоже не увидел других слоёв. Это нормально)
Знаете, Людмила, Набокова славно читать со знанием, словно входишь в дивный дом с множеством комнат, чердаком и подвалом, и слышишь странные шажки где-то наверху.. ты просто наслаждаешься текстом и знаешь, чувствуешь, как чуден этот гостеприимный дом и что в него ещё нужно вернуться.. быть может, с друзьями)

Да! В Защите Лужина есть Машенька. С таксиком, да?)
Это Набоков вывел в этой собачке свою реальную собаку, которая умерла.
Умерла, и стала бессмертной, попав в его творческую вселенную... прогуливается с Машенькой и радуется)
Кстати, у Набокова есть рассказ, где есть Лужин и его грустная жена.
Разумеется, там совсем о другом, но, кажется, что Лужин и там, словно в своей прошлой и параллельной жизни ведёт свою игру, свою защиту...

p.s. Интересно будет прочитать вашу рецензию на Лужина)


Да, романы Набокова надо перечитывать, чтобы лучше их понять. А вот в повести «Соглядатай» можно, наверное, и с первого прочтения разглядеть под поверхностью более глубокие слои понимания. Во всяком случае, мне так когда-то показалось.

Машенька в «Защите Лужина» была с таксиком? Почему-то не запомнилось мне это, хотя я старалась обращать особое внимание на Машеньку. Ведь она там появлялась неоднократно, причём всегда с мужем. Их называли – чета Алферовых. И ещё помню, что с таксой в своём романе Набоков сравнивал самого Лужина – «явление странное, несколько уродливое, но обаятельное, как кривые ноги таксы». Так что можно сказать, что «кривые ноги таксы» я запомнила, а сама собачка как-то незаметно мимо меня пробежала. )


Людмила, я снова всё напутал)
Ну, почти. Таксик был, и Машенька была и... Лужина была с мужем, причём в одном месте.
Вот что смутило мою память)
Это Лужина нагнулась погладить Таксика и увидела Алфёровых, словно бы нагнулась в 4 измерение)

А такик вообще играет важную роль эдакого Гермеса и проводника душ в Машеньке.
Помните что случилось между Ганином и Людмилой ( привет Пушкину!) в машине?
Эта машина называется таксомотор)


Точно! Нашла и я этот эпизод! Причём очаровательный таксик был «в заплатанном синем пальтишке»! ))) А я-то думала, что только в наше время надевают на собачек одежду для прогулок. Ан нет! Но вот что особенно любопытно: оказывается, до встречи с таксиком могло случиться непоправимое - зябкая музыка в магазине чуть не простудилась из-за открытой двери! А всё, как мне кажется, потому, что у неё (музыки!), в отличие от таксика, не было пальтишка совсем, даже заплатанного.)

Да, я помню, конечно, что случилось у Ганина с Людмилой в таксомоторе. И причастность к случившемуся таксика не подлежит никакому сомнению. А что именно он там проводил (души или тела?), оставим на его проводниковой и вислоухой совести. Но зато точно известно, что на этот раз таксик был уже не в синем пальтишке, а с мотором. Ох, что-то уже Карлсоном повеяло! )))


Но вот что особенно любопытно: оказывается, до встречи с таксиком могло случиться непоправимое - зябкая музыка в магазине чуть не простудилась из-за открытой двери! А всё, как мне кажется, потому, что у неё (музыки!), в отличие от таксика, не было пальтишка совсем, даже заплатанного.)

Людмила, за этот отрывок вам отдельное спасибо)
Подняли настроение с утра: очень вкусно и мило написали)
Кстати, о синем пальтишке Таксика.
До меня только сейчас дошло. В поэтике Набокова синий цвет и особенно синяя одежда это символ посредника между мирами или умершего, почти ангела.
А были ли вообще Алфёровы? То, что Лужин всё это мог увидеть, как и пешку за полем доски, видит шахматист, это нормально, но жена... здоровая. Или уже - не очень здоровая и живущая и видящая глазами и разумом мужа?

Но зато точно известно, что на этот раз таксик был уже не в синем пальтишке, а с мотором. Ох, что-то уже Карлсоном повеяло! )))

За вислоухою совесть тоже спасибо)
Про Карлсона забавно. Хотел было черно пошутить про Карлсона в том романе, на который вы будете писать рецензию, но не буду)

Хорошего вам дня, Людмила)


Ой, после этой музыки и таксика мне даже страшно представить, сколько всего неожиданного можно обнаружить в «Защите Лужина», если перечитать роман полностью, а не отдельный короткий фрагмент, как сделала я. Пожалуй, надо запасаться лопатами и копать, копать, копать…)))


Спасибо, Людмила.

Такая работа над собой – важный шаг вперёд на пути к самому себе и к нормальной жизни. И Ганин этот верный шаг сделал

А вот все его соседи, так и не сделали (да и не сделают никогда) этот шаг. И сгниют в своём вонючем пансионе, каждый со своей "Машенькой" в памяти, слушая звуки проезжающих поездов...
С нетерпением жду рецензии на Лужина


Спасибо, Женя!
Да, хоть Алферов с Машенькой и появляются в «Защите Лужина», но неизвестно, где они живут. Вполне возможно, что в том же пансионе. И Алферов всюду рассказывает, как у него на руках умер старый поэт. А Лужина в разговоре с мужем назвала Алферова несчастненьким, а жену его – душенькой.


Может однофамильцы? :)


Ох, Женя, всё может быть. Что-то я уже вообще ни в чём не уверена. Ведь, как выяснилось выше, непосредственно перед одной из встреч с Алферовыми у Лужиных состоялись не менее любопытные две встречи: с музыкой, которая чуть не простудилась из-за сквозняка, и с вислоухой таксой, гуляющей в заплатанном синем пальтишке. И теперь я уже готова поверить в любые метаморфозы. Короче, кругом – Палата №6. )))


И в незаконченных когда-то отношениях была поставлена жирная точка. Гештальт закрыт.

Тоже думаю, что это лучший вариант для героя... иначе память могла мешать ему видеть настоящее и возможное будущее.

И Ганин этот верный шаг сделал, приведя в соответствие и равновесие свои два взаимно отражающих мира, на границе которых стоит любой человек.

Красиво сформулировали) В таких случаях на ум приходит изменчивая природа нашего "я" (хотя не все с этим согласны). Один и тот же человек в прошлом часто сильно отличается от себя в настоящем. Если исходить из этой предпосылки, сожаления о прошлом не имеют смысла и т.д.
Спасибо за интересный анализ!


Я верю, что в одну и ту же реку не войти дважды. И что самое неизменное в окружающей нас реальности (к сожалению или к счастью) – это её непостоянство.

Спасибо за отклик, Ника! )


Спасибо за рецензию. Я тоже очень рада тому, как закончился роман.


Спасибо за отклик!
Я благодарна клубу ЧКВ за выбор Набокова в августе. А так как при голосовании основная конкуренция была между "Машенькой" и "Защитой Лужина", то я решила прочесть оба романа. )


Да, я тоже благодаря клубу прочла "Защиту Лужина", оказался самым любимым из всего прочитанного пока у Набокова)